Записать и распечатать ноты на компьютере

Другие библиотеки, заслуживающие внимания

  • Sennheiser DrumMic’a — компания Sennheiser в сотрудничестве с производителем микрофонов Neumann представила бесплатную библиотеку барабанной установки для сэмплера NI Kontakt. Она состоит из 13 000 аудиосэмплов и ещё включает в себя около 1 200 партий, которые сыграли профессиональные барабанщики.

  • MT Power Drum Kit — самостоятельный VSTi-инструмент. Обладает малым весом, удобным интерфейсом и отличным звуком. Оптимален для работы с музыкой тяжёлых жанров.

  • Steven Slate Drum Free — полнофункциональный VSTi, который состоит из трёх барабанных установок: Deluxe 2 Free, Hugo, Dry n’Tight. Качественное звучание, удобное редактирование и настройка инструмента.

  • Keep Forest представляет большую коллекцию синтетических, кинематографических и гибридных инструментов. По стилю инструменты отлично подходят для работы с трейлерной музыкой и Sci-Fi: Risenge, Ferrum, Aizerx, Evolution: Devastator.

  • Ample Percussion Cloudrum — уникальный и расслабляющий стальной язычковый барабан с диапазоном в три октавы. Он производит прекрасные тона, добавляет цвета и уникальности вашей музыке.

Также на сайте Ample Sound представлены самостоятельные VSTi. Ample Guitar M Lite — бесплатная версия классической акустической гитары. Ample Bass P Lite — сэмплированная бас-гитара Fender Precision Bass. Главная особенность этих инструментов — возможность воспроизводить табулатуру формата Guitar Pro (популярный нотный редактор среди гитаристов).

  • Umlaut Audio представляет 17 разнообразных инструментов для NI Kontakt с атмосферными звуковыми ландшафтами для электронных стилей и хип-хопа. Кинематографические и трейлерные инструменты.

  • Fluffy Audio Log Drum — сэмплированный идиофон (инструмент, источником звука в котором является всё его тело или часть) от итальянской команды разработчиков. На сайте также представлены соло-флейта Simple Flute и Haunted Choir — прекрасное легато женского хора.

  • Aurorror — спин-офф библиотеки Aurora. Собрание синтетических звуковых ландшафтов. Aurorror — кинематографическая и гибридная библиотека, она отлично подходит для создания атмосферы ужаса в фильмах.

  • THUNDER X3M Taiko — от болгарского производителя Strezov Sampling. Тайко — это семейство больших барабанов в Японии. Ещё Strezov Sampling предлагает этнические духовые инструменты: дудук Duduk и китайскую Xiao.

  • Intimate String: Lite — квартет струнных инструментов от Embertone. Яркая экспрессия, естественное звучание и натуральное легато придадут нежности и деликатности любому произведению. Это очень полезная вещь в музыке любого жанра.

Soundcloud: Intimate String: Lite

  • Среди продуктов Embertone можно выделить ещё несколько отличных инструментов: Ivory Wind — блокфлейта-тенор и Arcane — необычная музыкальная библиотека, созданная в виде игры. Чтобы разблокировать все инструменты, вы должны умилостивить злых духов Kontakt. Здесь открываются пять невероятных миров: женский легато-вокал, соло-скрипка Friedlander, межгалактические аудиоландшафты, струнный ансамбль и хор. Решив все пять задач, вы откроете дополнительный шестой элемент.

  • Palette — Primary Colors — небольшая оркестровая библиотека от Red Room Audio. Отлично дополнит произведение оркестровыми красками. Подборка содержит секции медных и деревянных духовых, перкуссию и струнный ансамбль.

Soundcloud: Palette — Primary Colors

  • VSCO 2 Community Edition — open-source собрание музыкальных инструментов полного оркестра. Доступна в нескольких форматах, от самостоятельного VSTi до библиотеки Kontakt. Распространяется бесплатно по лицензии Creative Commons 0.

  • Vienna Symphonic Library — Big Band Orchestra представляет запись полного (tutti) оркестра, записанного в зале Synchron Stage Vienna с нескольких позиций микрофонов. Включает артикуляции: sustain, staccato, marcato, swell, run.

  • Applied Acoustics AAS Player — компиляция из разных библиотек представлена в подборке Swatches. Очень малый объём, незначительные требования к системе, современное и интересное звучание. Порядка 500 готовых пресетов. Это щедрый подарок даже искушённому композитору.

Пошаговое изучение расположения нот на гитаре

Итак, начать стоит с самой низкой струны на гитаре. В стандартном строе ноты расположены таким образом:

Следующий шаг – пятая струна. На ней ноты располагаются в таком порядке.

Далее – четвертая струна. В стандарте ноты на ней такие

В стандарте это выглядит так

В стандартном строе это выглядит так

Для стандартного строя разметка следующая

Как можно понять, ноты располагаются точно так же, как и на шестой струне.

День седьмой. Распознавание октав. Поиск нужных нот

Прежде всего, стоит рассказать про принципы, благодаря которым вы быстро сможете найти октаву, и, отталкиваясь от нее, нужную ноту:

  1. Зажатая на седьмом ладу струна будет звучать в октаву к открытой предыдущей. Это распространяется на струны с шестой по четвертую, в случае со второй лад надо зажимать не седьмой, а восьмой.
  2. Если вы, например, зажмете на шестой струне пятый лад, а на четвертой – седьмой, то это будет также октава. Это касается струн с шестой по четвертую, в случае, когда вы зажимаете четвертую и вторую или третью и первую, то сдвиньте верхнюю ноту на один лад вправо.

Запомните эти два простых принципа, и вместе с приведенными выше таблицами вы без труда найдете октавы ко всем нотам на грифе

Это очень важно в таком вопросе, как играть соло,поскольку вам потребуется постоянно находить тонику для возврата в нужное место

День восьмой. Все ноты на пятом ладу

В стандартном гитарном строе ни одна нота на пятом ладу не является промежуточной. Используйте это как памятку для поиска других звуков по всему грифу – достаточно запомнить их расположение, и вы сможете буквально на ходу понять, где находится нужная вам нота.

День девятый. Все ноты на десятом ладу

То же самое касается и нот на десятом ладу – в стандартном гитарном строе ни одна из них не является промежуточной. Это также может служить вам своеобразным ориентиром при игре.

В стандартном строе нота A располагается на следующих ладах

Нота B в стандартном строе располагается на следующих ладах

В стандарте нота C находится на этих ладах

Эту ноту прозвучивают эти лады

Данную ноту обозначают эти лады

Эта нота находится на следующих ладах

Особенности

Изучение нот для синтезатора – процесс довольно трудоёмкий, требующий немалых временных вложений, а также внимательности и усидчивости. Для того чтобы новичку было проще освоить ноты, а также научиться играть, профессионалы рекомендуют придерживаться некоторых советов, основанных на особенностях процесса.

Прежде чем приступить к изучению нот, необходимо обзавестись индивидуальным инструментам, поскольку все теоретические занятия необходимо отрабатывать на практике. Также ноты легче будет понимать и запоминать, если вы сможете их слышать и самостоятельно воспроизводить.
Удобнее и продуктивнее всего проводить занятия в каком-нибудь тихом месте, чтобы вам не мешали посторонние звуки, способные нарушить процесс. Начинать учить ноты необходимо с базовыми настройками синтезатора и лишь после освоения техник игры и использования инструмента можно изменять параметры и подстраивать их под себя.
Использование любимых песен при изучении нот значительно упростит процесс, поскольку знакомую мелодию можно распознать даже на интуитивном уровне, благодаря чему запоминание происходит гораздо быстрее.
Не стоит заставлять себя изучать ноты, поскольку это только усложнит процесс. Желание овладеть навыками игры на синтезаторе должно быть искренним.
Для самостоятельного изучения можно воспользоваться различными приложениями и гаджетами. Например, программа-самоучитель может помочь не только грамотной подачей основной информации, но и дополнительными подсказками.
Также существует множество интернет-ресурсов, где вы сможете найти определённые мелодии с нотами. Некоторые из них позволяют воспроизводить музыку, одновременно читая ноты.
Чтобы было проще выучить ноты, необходимо поработать над их распознаванием

Для этого следует уделить внимание тренировке слуха.
Существует разделение нот на западные и обычные. Профессионалы рекомендуют выучить и те и другие, поскольку полученные знания могут пригодиться в процессе игры на инструменте.
Не стоит загонять себя в рамки и ставить недостижимые цели – достойный результат вы сможете оценить спустя лишь некоторое время и определённое количество регулярных занятий.

Новости музыкального оборудования

  • Моторизированный DJ-контроллер RANE ONE
    15 января, 2021

    RANE представляет ONE — моторизированный DJ-контроллер непревзойдённого качества. RANE ONE — профессиональный моторизированный DJ-контроллер…

  • Новые контроллеры M-Audio — Oxygen Pro 25, 49, 61 и Mini
    25 ноября, 2020

    M-Audio представляет новые клавишные контроллеры серии Oxygen Pro с умным управлением и автоматическим мэппингом для безупречного и лёгкого…

  • 2 новинки от Rane DJ: микшер SEVENTY-TWO MKII и контроллер TWELVE MKII
    06 августа, 2020

    RANE SEVENTY-TWO MKII — это двухканальный микшер с расширенными возможностями управления, который раскрывает всю творческую мощь программного…

  • Российский завод «Октава» и британский музыкальный ритейлер Andertons будут сотрудничать
    19 июня, 2020

    Российский завод «Октава» заключил контракт на дистрибуцию микрофонов на территории Соединенного Королевства Великобритании и Северной…

  • TC Electronic анонсировали PolyTune 3 Mini и Noir
    17 апреля, 2019

    TC Electronic уже давно находится списке лучших гитарных тюнеров в мире, но не собирается останавливаться на достигнутом. Фирма анонсировала…

Собственно методика

Ниже описана моя методика, которая позволила без особых проблем буквально за несколько дней научиться уверенно распознавать все ходовые позиции в скрипичном и басовом ключах.

Изучение базовых нот

Как я уже писал выше, ключевой момент методики — разделение всех позиций на простые и сложные, на базовые и производные. Сначала уверенно запоминаем базовые позиции (ноты на островках плюс ключевая нота) и только потом переходим к производным.

  1. Устанавливаем программу Anki
  2. Из великого многообразия карточек для музыки выбираем подходящий вариант. Мне понравился вот этот, который достаточно простой и не содержит лишнего. Для себя я добавил в эту колоду звуки из другой колоды. Так можно будет не только учить соответствие позиций и нот, но и запоминать их звучание.
  3. В режиме редактирования колоды проставляем тэг для всех позиций, которые мы хотим запомнить. Я назвал его «Fundamentals» и добавил туда все базовые ноты из скрипичного и басового ключей.
  4. Создаем новую колоду-фильтр в которую отбираем карточки с нашим тэгом. Для чего открываем колоду, нажимаем на кнопку «custom study» внизу окна, выбираем режим «study by card state or tag», выбираем соответствующий тэг.
  5. Если все было сделано правильно, должна получиться отдельная колода с 20 карточками.
  6. «Откидываемся на спинку кресла» и до просветления играем в игру «выбери одну ноту из трех», не забывая получать удовольствие в процессе.

Обращаю внимание, что тут не надо спешить. Не надо гадать и бежать впереди поезда

Вдумчивость и медлительность на этом шаге сполна окупится впоследствии.

Основное правило музыкальной практики: не надо тренировать свои ошибки (do not practice your errors). Смысл в том, что не надо пытаться играть быстро, пока не получается играть правильно. Так и здесь, не надо спешить, если случаются ошибки.

Таким образом, алгоритм должен быть такой:

  1. Открыли очередную карточку
  2. Сначала посмотрели на ключ: скрипичный или басовый?
  3. Вспоминаем, что скрипичный — это ля-си-до, басовый — это до-ре-ми.
  4. Осознали, какому месту островка соответствует нота: центр, нижний край или верхний край?
  5. Выбрали одну ноту из трех, в соответствии с положением
  6. Опционально пропели ее в тон
  7. Повторяем до тех пор, пока у вас в сознании не будет возникать ответ раньше, чем вы смогли его себе объяснить. То есть буквально: открыли карточку и уже сразу знаете, какая нота на ней нарисована.

И еще раз: обращаю внимание, что обязательно надо учить все необходимые ключи параллельно

Это просто чрезвычайно важно

Изучение производных нот

К этому моменту страх перед нотами, как и ощущение запредельной сложности должны пройти. Оба ключа должны восприниматься естественно, без внутреннего протеста.

Если все прошло гладко, то теперь вы должны уверенно распознавать все базовые ноты:

Смотрите как многого можно добиться, зная всего три ноты в каждом ключе! Ну хорошо, четыре, если учитывать и саму ключевую.

Если к этому набору добавить еще и крайние линейки нотоносцев, то все остальные ноты (кроме совсем далеких добавочных линеек) окажутся на расстоянии всего в один шаг от уже знакомых.

В деле запоминания этих линеек нам помогут такие наблюдения:

То есть, нижняя линейка отстоит от верхней на октаву и еще одну ступень: ми-фа, соль-ля.

Например, если вы хорошо запомните, что нижняя линейка басового нотоносца это соль, то значит верхняя линейка это ля. И промежуток между двумя нижними основными линейками это тоже ля (и наоборот).

А чтобы запомнить, какие ноты соответствуют крайним линейкам, можно связать их с ключевой нотой данного ключа.

Последний факт, который хотелось бы отметить, и который может здорово помочь в анализе настоящего нотного текста: на самом деле, между скрипичным и басовым ключами находится всего одна дополнительная линейка, и это нота до первой октавы:
К примеру, вторая дополнительная линейка выше басового ключа, это на самом деле нижняя линейка ключа скрипичного, то есть ми.

Ноты первой октавы в басовом ключе

Вообще, чаще всего ноты первой октавы записываются в скрипичном ключе, но для низких инструментов или для мужских голосов нередко ноты первой октавы (не все, а только лишь часть из них) пишутся в басовом ключе, на добавочных линейках сверху (выше пятой основной линейки нотного стана). Такая запись характерна, главным образом, для пяти нот первой октавы – ДО, РЕ, МИ, ФА и СОЛЬ.

  • Нота ДО первой октавы в басовом ключе записывается на первой добавочной линейке сверху.
  • Нота РЕ первой октавы в басовом ключе располагается выше первой добавочной, то есть над ней.
  • Нота МИ первой октавы в басовом ключе занимает вторую верхнюю добавочную линейку.
  • Нота ФА первой октавы в басовом ключе «лежит» над второй добавочной, выше ее.
  • Нота СОЛЬ первой октавы в басовом ключе встречается довольно редко, ее адрес – третья верхняя добавочная линейка нотного стана.

Басовый ключ в музыке наряду со скрипичным ключом является наиболее употребительным, поэтому его ноты нужно знать на твердую пятерку каждому уважающему себя музыканту. Для лучшей запоминаемости нот басового ключа нужно больше упражняться в чтении и переписывании нот данного ключа. Вот, например, вам мелодия, прочтите все ее ноты подряд:

Получилось? А теперь перепишите эту мелодию на октаву выше, а затем на октаву ниже. Большее число мелодий для упражнений в басовом ключе вы сможете найти в любом сборнике для пения по сольфеджио.

Еще один хороший вариант проработки басового ключа для лучшего усвоения – это выполнение письменных и творческих заданий, решение ребусов, музыкальных загадок. Целый ряд увлекательных и несложных, но в то же время очень эффективных упражнений такого толка собран в рабочей тетради по сольфеджио за 1 класс Г. Калининой. Очень советуем вам приобрести такую рабочую тетрадочку и все ее задания проработать, сразу почувствуете себя более уверенным и подкованным музыкантом. А сейчас мы предлагаем вам познакомиться с подборкой упражнений в басовом ключе поближе – СКАЧАТЬ УПРАЖНЕНИЯ.

И напоследок… Немного хорошей музыки. Сегодня это будет красивейшая и просто волшебная музыка К. Сен-Санса, «Аквариум» из сюиты «Карнавал животных»

Что же делать?

Чтобы не тратить время впустую, мы должны правильно сориентировать наше сознание и изначально оперировать правильными абстракциями. Необходимо найти такой инвариант, который не будет ломаться при смене ключа. Еще лучше, если удастся найти симметрию, которая позволит учить меньше.

И математики и физики в один голос говорят, что симметричный объект изучать проще. Законы и уравнения, использующие принципы симметрии, оказываются существенно проще несимметричных альтернатив.

Тихо Браге посвятил всю свою жизнь астрономическим наблюдениям и составил подробнейшие таблицы, на основании которых Иоганн Кеплер вывел свои знаменитые законы движения небесных тел. До Кеплера астрономы пытались предсказывать движение планет, но ничего путного не получалось из-за чрезмерной сложности траекторий, если смотреть на них с Земли.

Так что симметрия — ключ к пониманию.

MuseScore

По мнению многих профессиональных музыкантов, утилита MuseScore – лучший альтернативный вариант предыдущим «гигантам». Огромнейший плюс – она полностью бесплатная. Скачивается с официального сайта, при этом регистрации не требуется.

Интерфейс понятен, прост, что очень радует новичков нотного дела. Откроем midi-файл композиции Metallica – Muster of Puppet.

Сделано все очень компактно, под рукой все необходимые инструменты. Вверху – набор нот, слева – палитра символов. Каждый инструмент отмечен отдельной строкой записи. Внизу- специальное окно с каждым каналом, где можно изменять сам инструмент, квантизацию, число голосов, тактовый размер и проч.

Преимущества редактора – возможность открывать самые разнообразные форматы, конвертировать нотную запись в PDF. Причем поддерживаются не только классические midi и MusicXML, но и PNG, SVG (векторное изображение) и многие другие.

Как и в Sibelius, пользователь может поделиться композицией онлайн. Для этого нужно зарегистрироваться на сайте производителя софта.

Кстати, на сайте разработчика представлено руководство по использованию программы. Оно правда англоязычное, но подробное и полезное. Перевести его всегда можно, используя наши обзоры лучших переводчиков – для интернет-страниц, онлайн-переводчики.

MuseScore – хорошая, а главное бесплатная альтернатива двум вышеописанным редакторам. Интерфейс удобен, программа полностью на русском, возможность импорта и экспорта файлов разных форматов, есть детальное руководство на сайте.

Написание нотного письма

Программа для написания нот, как и любое другое программное обеспечение, должна быть хорошо написана, функциональна и практична, а так же предоставлять пользователям удобный и понятный пользовательский интерфейс. Узкая специализация задачи и сложность составления музыкальных нот часто отражается на ценнике коммерческих продуктов. Однако, не стоит переживать, на просторах интернета существует достаточно бесплатных программ, способных реализовать ваши потребности.

Основной задачей данного класса программ является создание композиций из нот и их последующее предоставление в печатном варианте. Конечно, ручное составление нотной записи, при помощи пера и бумаги, может быть более увлекательным занятием и носить в себе тонкий аромат творчества, который никогда не сможет заменить программа.

Однако, перед вами могут возникать более обыденные задачи, которые намного легче решаются при наличии автоматизирующих инструментов. Например, дублирование повторяющихся частей композиций, вставка нот в нужные места, перетаскивание нот из одной части в другую, что при ручном составлении может решаться вплоть до составления композиции или отдельной страницы нотной записи с нуля.

Тем не менее, данный класс программ — это как раз один из тех вариантов, где не стоит гнаться за автоматизацией, принося в жертву свободу действий. Прежде всего, программы для составления нот не должны мешать вам записывать композицию. Основной целью такого приложения должно быть сопровождение и предоставление дополнительных инструментов для быстрых операций.

Поэтому если вы установили программу и обнаружили, что ваши возможности каким-либо образом ограничиваются или от вас требуют изменить привычный вам способ написания, то лучше найдите другую программу, даже если в ней будет меньше инструментов.

Помните, любое написание композиции — это прежде всего творческий процесс. Просто представьте, вы составляете композицию. Перед вами лежит ручка и нотная бумага. Как вы думаете насколько уместно будет удаление «лишних» нот или многократное дублирование из-за того, что программа не может перенести скобку вольты на следующую строку или страницу?

Существует много бесплатных программ для составления нотной записи. Некоторые могут показаться лучше, некоторые хуже. Дело вкуса. Тем не менее, при выборе нужно учитывать, что каждая из этих программ имеет свой индивидуальный интерфейс, на разбор особенностей и функций которого вам может потребоваться, как минимум, от получаса. 

Примечание: В основном, время на разбор больше обусловлено не столько сложностью программ, сколько различными подходами к организации меню, расположению кнопок и других элементов управления.

В данном обзоре представлены известные и мощные кроссплатформенные программы для написания нот.

Как читать ноты с листа?

Для начинающих фортепиано может показаться сложным. Особенно новичков ставит в тупик чтение нот с листа. На первых порах обучения нотной грамоте допускается подписывание нот. Однако лучше сразу переходить к чтению музыкальных знаков без дополнительных подписей. В этом поможет несколько упражнений.

Необходимо записывать основные ноты на нотном стане. Это позволит быстрее запомнить, на каких линейках находятся музыкальные знаки, что поможет в чтении с листа.

Для контроля своих знаний стоит воспользоваться преимуществами технологий и установить программу «нотный тренажёр». Можно потренироваться с незнакомым нотным текстом. Программа поможет определить, правильно ли подобраны ноты.

Преимущества и недостатки

Несмотря на достаточно большое количество и конкурентоспособность существующих программ-нотаторов, все они не лишены недостатков, и потому постоянно совершенствуются. Кроме того, за разработку своей программы берутся всё новые фирмы. Существует ряд преимуществ нотных редакторов:

  • распознавание сканированного нотного текста;
  • качество вывода;
  • удобство пользования программой;
  • спектр операций, выполняемых автоматически;
  • количество точных настроек, доступных пользователю;
  • импорт из других программ;
  • интеграция с другими видами музыкального программного обеспечения (например, при создании интегрированного рабочего места музыковеда);
  • работа с электронными нотными библиотеками.

Поиск путей развития нотных редакторов — одна из задач нотоводства.

Функции

Все нотные редакторы позволяют вводить, редактировать и печатать нотный текст разной сложности в диапазоне от простых мелодий, фортепианных пьес или гитарных табулатур до симфонических партитур, специальной нотации (от ранней музыки до авангарда) и нотных изданий.

Ввод нот может происходить, как при помощи мыши и компьютерной клавиатуры, так и при помощи MIDI-контроллера (например, MIDI-клавиатуры). Поскольку большинство нотных редакторов хранят данные в своём собственном формате, они могут также включать возможность импорта из других форматов (например, MIDI-файлов, MusicXML, NIFF). Некоторые программы позволяют оцифровывать отсканированный нотный текст при помощи OCR (или OMR — optical music recognition).

Обычно нотную запись можно форматировать, настраивая форму и расположение элементов нотации визуально при помощи графического интерфейса пользователя или изменяя параметры в текстовом виде.

Большинство нотных редакторов позволяют также проигрывать нотный текст через MIDI-выход, что позволяет говорить об их родстве с MIDI-редакторами (многие из которых, в свою очередь, предоставляют некоторую возможность работы с нотной графикой). Определяющим остаётся основное назначение программы: для нотного редактора — это работа с нотной графикой, а для MIDI-редактора — запись и проигрывание музыки.

Некоторые нотные редакторы позволяют публиковать ноты в интернете в своих собственных форматах. Таким образом, пользоваться этими нотами могут только обладатели той же самой программы. В других программах есть возможность экспортировать нотную графику в PDF, а звучание в MIDI или MP3. Недавно появились нотные редакторы, экспортирующие в Flash, что позволяет пользоваться нотами при помощи любого современного браузера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector