Как быстро выучить текст и запомнить информацию: действенные методы

Эффективность приемов быстрого запоминания

Когда информация трудна для восприятия, а время ограничено, на помощь приходят рациональные приемы запоминания. Освоив их, человек может работать с любым материалом за короткий срок.

Как наиболее эффективные, можно предложить приемы, отлично зарекомендовавшие себя в мнемотехнике.

Например, такой прием, как рифмование текста широко используется при создании рекламы. Всем известно, что зарифмованные фразы рекламы, независимо от желания человека, врезаются в память и остаются там надолго. То же самое можно произвести с любым материалом

Поэтому, когда человек сталкивается с важной, но нелогичной, трудно запоминаемой информацией, можно ее зарифмовать

Классический пример — рифма при заучивании одиннадцати глаголов исключения (гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, а ещё вертеть, смотреть, и зависеть, и терпеть).

Подобно этому используется придуманная рифмованная фраза, помогающая при изучении падежей: «Иван Рубил Дрова, Варвара топила печь». Аналогично можно зарифмовать правила русского языка: «уж замуж невтерпеж».

Такими же актуальными являются другие методы запоминания. Например, часто используется прием аббревиатуры, служащий для лучшего запоминания различных объектов, не связанных между собой. Всем известна популярная фраза при изучении цветов радуги.

Техника запоминания при помощи аббревиатуры полезна тем, что позволяет не только сокращать длинные фразы, но и фиксировать их надолго в сознании, например, при названии государственных, учебных учреждений или научных понятий: вуз, сопромат, ГИБДД, ГЭС, ЕГЭ.

Чтобы создать свою аббревиатуру, можно придумать незамысловатое осмысленное предложение, все слова которого будут начинаться с первых букв запоминаемых слов.

В психологии считается, что оптимальными являются классические техники запоминания информации — пиктограммы, ассоциации, активное повторение.

Технология метода пиктограмм построена по принципу выделения ключевых слов, на которые потом придумывается образ. При его зарисовке возникает зрительная ассоциация. Художественных навыков здесь не требуется, просто пиктограмма должна напомнить ключевое выражение или слово.

Ассоциации – проверенная временем технология запоминания, когда устанавливается связь между объектами. Она активно используется для людей любого возраста. Сущность этого метода запоминания в том, что при появлении в сознании одного объекта, вспоминается другой.

Ассоциации могут быть разных видов, например, цепочки, ассоциативные связи, «матрешка». Подбор их зависит от содержания запоминаемого материала.

Данная техника запоминания может служить при работе над последовательностью слов, при фиксировании чисел, телефонов, дат.

Иногда бывают затруднения при составлении связей между объектами. Тогда специалисты рекомендуют создавать самые необычные, даже абсурдные связи, которые даже лучше запоминаются.

Прием активного повторения предполагает многократное воспроизведение уже запомненного материала. Полученные знания воспроизводятся мысленно или устно только из памяти для того, чтобы их сохранить надолго, возможно, навсегда. Примером могут служить стихотворные строки, правила, теоремы, анекдоты, извлекаемые из памяти при каждом удобном случае. Точно также можно использовать активное повторение для любого материала.

От природы человеку дана память, которую нельзя считать совершенной. Но, чтобы активно пользоваться приобретенными знаниями, сохранять их в памяти, добиваться, чтобы они становились систематическими, более глубокими, необходима специальная работа для формирования навыков запоминания. Приобретя знания, призвав на службу воображение, мышление, каждый может сам придумать приемы, облегчающие запоминание информации.

Ассоциации

Есть слово, например, castle — замок. И вы никак не можете его запомнить, тогда в ход идут ассоциации. Они могут быть визуальными, когда вы представляете средневековый замок с флажками, а могут быть основаны на русских словах. Одна наша студентка запомнила это слово так: castle произносится как «касл», что похоже на каску, а каска крепкая и прочная, как замок. Так что все зависит от вашей фантазии. Некоторые школы предлагают уже придуманные ассоциации. И здесь вы можете почувствовать себя как в казино: они могут подойти и тогда вы сорвете куш! А могут быть вам непонятными и жутко странными.

Плюсы

  • для сложных слов — это очень хорошо работает,
  • это развивает ваше воображение.

Минусы

если вы будете общаться с кем-то, то вам придется постоянно вспоминать слова таким образом, а это занимает время, так что быстро пообщаться не получится.

Прослушивание

Вполне реально быстро выучить английский текст, периодически прослушивая его самостоятельно сделанную аудиозапись. Для этого потребуется диктофон и наушники. Вполне достаточно смартфона, где встроена данная функция. К тому же гаджет удобно использовать, например, в дороге для повторения. Далее выполняются следующие действия:

1. Несколько раз с выражением прочитайте текстовую информацию, вникая в ее смысл. Разберите и постарайтесь запомнить новые слова.

2. Запишите речь на диктофон. Запись должна быть выразительной, эмоциональной.

Главное достоинство предлагаемого способа – возможность учить текст в любом удобном месте: дома, на работе, в транспорте, на прогулке. Но наиболее эффективен метод в вечернее время перед сном. Параллельно можно тихо проговаривать предложения. Спустя несколько прослушиваний вы заметите, что фразы практически запомнились.

Легко запоминаем сложные аккорды – по универсальной схеме

Если вы не очень часто используете сложные аккорды с надстройками в аккомпанементе, то двух аппликатур с основным звуком на 6-ой и 5-ой струне будет вполне достаточно.

Для более углублённого изучения вариант – освоить пять основных аппликатур в позициях каждого аккорда с надстройками.

А есть ещё и другой метод – как легко выучить сложные аккорды для гитары по универсальной схеме.

Но сразу оговоримся, что для его применения нужна определённая подготовка, навыки:

  • знание всех интервалов: от примы до октавы, а также составные интервалы (нона, ундецима, терцдецима);
  • строение аккордов (простых и сложных);
  • обозначение сложных аккордов по буквенно-цифровой системе.

Итак, суть метода.

В основе – аппликатура обычного мажорного аккорда. Например, баррэ в форме E. Его звуки в сетке обозначены жирными точками (цифры в кружках ступени мажорного аккорда – 1 (тоника), 3 (большая терция), и 5 (квинта) ). Это своего рода каркас для построения сложных аккордов.

А точки поменьше – расположение остальных ступеней-надстроек относительно основной аппликатуры. Возле каждой точки обозначение – какая именно это надстройка. Для некоторых звуков в скобках указан второй вариант обозначения. Например, «9» – если нонаккорд (9-ая ступень добавляется к септаккорду) или «sus2» – если задержанный аккорд (эта нота в аппликатуре вместо 3-ей ступени, терции).

Универсальная схема даёт наглядное представление о расположении надстроек в позиции применительно к конкретной аппликатуре. При помощи неё легко построить аппликатуру с добавлением какой-либо надстройки, или нескольких надстроек. Другими словами, вы просто «перестраиваете», изменяете основной аккорд. И можно не заучивать отдельно сетки каждого сложного аккорда в позиции.

Разберём несколько примеров применения – будем выбирать аппликатуру для конкретных аккордов по универсальной схеме.

A7 (ля мажор септаккорд):

Выше рассмотренную схему размещаем относительно основного звука ля на 5-ом ладу.

  • выбираем тонику (1) на 6-ой струне;
  • септиму (7) – на 4-ой струне;
  • мажорную терцию (3) на 3-ей струне и квинту (5) на 2-ой струне – из основного аккорда схемы.

И получаем A7 вот в такой аппликатуре:

Ещё пример. Возьмём посложнее аккорд – A13.(слева – выбранные звуки аккорда по схеме, а справа – уже аппликатура необходимого аккорда)

  • Тоника (1) без изменений – на 6-ой струне.
  • Септима (7) – на 5-ой.
  • Терция (3) – на 3-ей.
  • Терцдецима – на 2-ой.
  • Квинту (5) не используем, чтобы упростить аппликатуру.

Am7 (ля минор септаккорд):

Мажорную аппликатуру перестраиваем в минорную:

  •  Большую терцию (3) заменяем на малую b3.
  • Тоника (1), септима (7) и квинта (5) также на 5-ом ладу.

Если выучить универсальную схему на память, можно сидя с гитарой буквально за 5 минут самостоятельно отыскать аппликатуру нужного заковыристого аккорда. Без таблиц, справочников и прочих шпаргалок. Ещё преимущество – по схеме можно проверить, правильно ли взяли аппликатуру аккорда с надстройками. На тот случай если сомневаетесь, или подзабыли постановку пальцев.

Универсальную схему можно составить на основе любого стандартного аккорда. Рисуете сетку. Добавляете в неё звуки основной аппликатуры (допустим баррэ D на 5-ом ладу, в форме A). Обозначаете близлежащие вокруг аппликатуры звуки – т.е. добавляемые ступени и альтерированные основные ступени. А потом по готовой схеме уже можно экспериментировать с аппликатурами, строить сложные аккорды.

На этом завершаем. Плодотворных, эффективный занятий! Не забывайте подкреплять изученные методы музыкальной теорией и исполнительской практикой.

Метод пиктограмм

Пиктограммы — способ замены слов и предложений картинками. Для этого не обязательно быть художником. Чем проще и смешнее картинки, тем лучше. Детям важна визуализация и заинтересованность, вовлеченность в процесс. В данном случае эти аспекты наилучшим образом сочетаются.

Методика:

  • Разделите большой текст на части. С маленьким рассказом работайте целиком.
  • Разделите доску или листок на две части. Слева запишите пронумерованные предложения, каждое с новой строчки.
  • Прочитайте предложения, разберите новые слова.
  • Читайте каждое предложение отдельно, изображая его картинкой справа. Можно начать с замены отдельных слов, постепенно усложняя работу.
  • Закройте левую часть. Пересказывайте текст по картинкам неограниченное количество раз.
  • Попробуйте пересказ без опоры на картинки.

Во время знакомства с игрой — рисуйте картинки сами. Затем, постепенно, можно привлекать детей. Взрослым также подойдет этот метод, если материал изложен более или менее простым языком.

Рекомендации

В заключение стоит дать несколько ценных рекомендаций всем, кто хочет сделать процесс заучивания текстов быстрым и продуктивным.

Опытным путем специалисты определили лучшее время для запоминания новой информации. По научным данным, это 3-4 часа до сна и 3-4 часа после утреннего подъема. Хотя, конечно, учить в другое время дня тоже можно.

Создайте спокойную атмосферу для изучения и запоминания материала. Желательно, чтобы в комнате было тихо. Выключите телевизор, радио. Не отвлекайтесь на интернет, переписку в соцсетях. Внешние раздражители не должны мешать процессу. Исключение можно сделать тем людям, которые, наоборот, лучше сосредотачиваются под тихую фоновую музыку. Разумеется, это должны быть мелодии без слов.

Обязательно делайте перерывы. Учить с утра до вечера нельзя. Вы только создадите излишнее напряжение для своего организма, а информация будет путаться в вашем сознании. Не забывайте есть, дышите свежим воздухом, разминайтесь, делайте зарядку. После небольших перерывов можно с новыми силами возвращаться к работе

В этом случае процесс будет намного более эффективным.

Полноценный сон – еще одно важное условие для хорошего усвоения информации. Лучше вечером лечь спать, а утром продолжить учить, чем сидеть всю ночь, поглощая литрами кофе

Отдых не только позволит сохранить хорошее самочувствие, но и даст мозгу возможность упорядочить полученную информацию и подготовиться к приему новой.

Если перед статьей есть краткое содержание и план, не стоит их игнорировать. На изучение этой информации уйдет пара минут, зато это сразу даст представление о главных тезисах, общей идее написанного.

Если дословное запоминание необязательно, можно сконцентрироваться на средней части материала. Обычно в начале и конце текста содержится мало конкретных и важных данных. Как правило, это лишь вводные слова и логические выводы.

Если вы относитесь к тем людям, которые лучше воспринимают информацию на слух, читайте без выражения. Важно четко произносить слова. В этом случае подключается мышечная память (движение губ). Что касается интонации, она лишь будет отвлекать вас от смысла.

По возможности начинайте учить материал не в последний момент, а заранее. Лучше закончить процесс за пару дней до выступления (экзамена, доклада)
Так вы сможете разбить информацию на несколько частей, чтобы на каждый день приходилось оптимальное количество страниц, а накануне ответственного события вы сможете уделить особое внимание повторению самых сложных участков и восстановлению в памяти общей структуры статьи.

Если вы будете выступать публично, тренируйтесь рассказывать информацию перед зеркалом. Представляйте, что вы уже находитесь перед зрителями, подключайте мимику, жесты
Это поможет снизить волнение и напряженность во время выступления. Вы уже не будете отвлекаться на то, как преподнести себя слушателям и полностью сосредоточитесь на тексте.

4 Выучи «костяк» языка

Английский, китайский, румынский — мы по-разному произносим слова, но говорим все примерно об одном и том же. В это может быть трудно поверить, но, выучив всего 500 слов, ты начнешь понимать большую часть речи носителей.

Найди в интернете список этих самых главных базовых слов (я, ты, мы, иметь, быть и так далее) и начни с их заучивания. В интернете в свободном доступе есть списки с самыми часто употребляемыми словами (word lists by frequency) и так называемые частотные словари, которые обновляются каждый год. Начни с них, а затем продолжай расширять свой словарный запас до бесконечности.

Вопросник

Один их самых эффективных способов, который поможет выучить абсолютно любой текст на иностранном языке.

В первую очередь требуется хорошо разобраться с содержанием, несколько раз внимательно с выражением прочитать. Можно попробовать своими словами пересказать смысл отрывка.

Далее составьте список простых вопросов, которые будут подсказывать нужные фрагменты рассказа. Они вписываются последовательно.

К обязательным можно отнести следующие:

1. Кто участвует в сюжете?

2. Где происходят действия?

3. Когда происходят события?

4. Кто и что делает?

5. Как?

6. Почему?

На основе составленного вопросника текст делится на смысловые части. Таким образом быстро фиксируется его суть без упущения важных деталей. При заучивании задавайте себе вопросы. Ответы будут сами собой выводить на нужную последовательность абзацев, формирование диалогов и монологов.

Методика отлично сочетается со схематичным запоминанием.

Написать, проговорить или прослушать несколько раз

Многократное повторение – это один из главных принципов запоминания информации. Но повторять можно по-разному. Много раз написать: этот метод действенный, когда вы хотите научиться писать слово правильно. Но в английском языке написание и звучание слов отличается, так что прописать одно слово 10 раз будет мало. Если вы прослушаете и произнесете это слово несколько раз, то результат будет намного лучше.

Плюсы

если комбинировать все три действия (написать, прослушать, произнести), то вы лучше запомните слова.

Минусы

  • это занимает некоторое время,
  • это может быть очень скучно, особенно для неусидчивых людей 🙂

Использование стикеров

Метод используется при изучении какой-либо конкретной лексики, связанной с окружением. В таком случае яркие листочки с надписями клеят на соответствующие предметы. Или прикрепляют на видное место записи с плохо запоминающимися словами. Например, на монитор компьютера, чтобы всегда были перед глазами

Красочная бумага заставит постоянно обращать на себя внимание и читать надписи. Так слова сохраняются в памяти сами собой

Способ хорош и для заучивания целых текстов. Это делается следующим образом:

1. Материал распечатывается, делится на части и вырезается.

2. Все блоки нумеруются для сохранения последовательности.

3. Листочки расклеиваются на видных местах: в зоне рабочего стола, на двери или на холодильнике.

4. Важные слова и предложения лучше выделить ярким маркером.

Прием можно использовать как для запоминания новой информации, так и для повторения.

Что же нужно делать, как правильно запоминать информацию на долгое время?

Да, все верно, мы должны испытать глубочайшие эмоции при запоминании, а потом повторить (пересказать) информацию определенное количество раз.

Если мы не испытываем никаких эмоций, а просто механически учим, то так тоже возможно, но будет очень долго и скучно) О том, как вызывать эмоции, напишу чуть ниже. А сейчас про повторение.

Секреты повторения

Ученый-исследователь, психолог Герман Эббингауз, озадачился узнать, как человек запоминает информацию. Он тестировал все на себе.

Эббингауз придумал бессмысленные слоги (типа ЩОД, ВЫК и т.д.), которые сродни нашей скучной информации, запоминал их и отмечал время, когда происходит забывание информации.

Он вывел не только кривую забывания, но и кривую заучивания. Что касается забывания, то через час после заучивания, мы помним меньше половины от того, что учили.

А если захотим вспомнить этот материал через месяц и позже, то только 20 % останется в памяти. Но есть «точки возврата», когда необходимо повторить, чтобы помнить хорошо и долго.

Итак, как эффективно повторять материал, чтобы запомнить надолго?

Как вы уже видите из графика забывания, что информация теряется после истечения определенных моментов времени.

Поэтому мы распределяем во времени повторение. Например, нам нужно запомнить определенный текст. Что мы делаем:

  • Учим материал. 1 раз читаем и пересказываем.
  • Первое повторение через 15-20 минут. Читаем 1 раз и 1 раз пересказываем.
  • Второе повторение. Через 2 часа. Пробежка глазами.
  • Третье повторение. Через 12-24 часа. Пробежка глазами.
  • Четвертое повторение. Через 3 дня. Та же пробежка, можно пересказать.
  • Пятое повторение. Чрез неделю.

Но! Есть исключения и дополнения к этому правилу:

  • Тот материал, который мы осмыслили запоминается в 9 раз быстрее.
  • Необходимо заучивать в целом, а не по частям. То есть сначала выявить структуру того, что запоминаем, понять в целом, в потом приступать к заучиванию.
  • Помнить об эффекте края, который также обнаружил Эббингауз. Информацию, которую вы заучиваете в первую и последнюю очередь, помнится лучше. Поэтому самую нужную информацию прорабатываем сначала и в конце.

А если все таки подключить эмоции?

Это будет большой плюс к обучению мозга. Как же испытать эмоции при запоминании скучного текста? Нужно сделать этот процесс для нас интересным.

Когда мне нужно было что-то выучить, я читала параграф по литературе, биологии или по истории и у меня разыгрывалась целая картина происходящего. Или вот я уже представляю, что с блеском рассказываю этот параграф перед всем классом.

А что было бы интересным для вас? Может быть вы в своем воображении стали учителем и просили своих учеников перессказать этот параграф? Так, вы представляете, что Петров вам на уроке отвечает эту часть темы, а другую часть — Иванов.

А они — то не подготовились. Что же они забыли сказать? Вам же надо им поставить оценку в журнал. И вы листаете и изучаете текст уже с другим чувством.

А может быть, вы уже состоявшийся человек, мудрый, опытный богатый и при беседе за чашечкой кофе с другими бизнесменами блещите эрудицией.

Ведь именно знание этого параграфа помогло вам быть более раскрепощенным, успешным, уверенным в своих знаниях. Кем вы представляете себя, когда мечтаете? Смело используйте это в запоминании.

Вам точно не померещилось?

Что мы только что делали? Мы подключали к запоминанию образы. Зачем?

Образная память не имеет границ и сроков хранения. Поэтому если мы запоминаем, привлекая образы в помощь, то эта информация запоминается легко и надолго.

И секрет весь в том, что повторять таким образом запомненную информацию может и не потребоваться.

Образы могут быть не только визуальными. Мы может пользоваться всеми 5 органами чувств (слухом, зрением, обонянием, осязанием и вкусом), чтобы лучше запоминать.

Но наиболее сильна память на запахи, мы всегда будем помнить все, что связано с конкретными запахами в прошлом и прямо сейчас. Это связано с особым строением головного мозга.

Сигналы о запахах достигают памяти сразу, минуя рецепторы и анализаторы. Поэтому использование запахов при запоминании очень эффективно.

Учите вы что-то, распылите рядом любимый запах. Более того, есть специальные запахи, которые усиливают интеллект: лимон, эвкалипт, жасмин.

Приложения

Это один из самых популярных и веселых способов изучать язык. Сейчас невероятно много приложений, вы можете выбрать самое красивое и удобное. Также у всех приложений свое назначение: в одном вы учите слова, в другом – общаетесь с носителями.

Плюсы

  • это бесплатно и доступно, достаточно скачать приложение и выбрать нужный уровень.
  • много повторений и разных упражнений. Вам предложат выбрать нужную картинку, или написать слово по буквам, или перевести, или даже произнести слово. И если какое-то слово вы неправильно написали, то приложение даст вам несколько заданий, чтобы вы исправились.
  • можно учиться, где угодно.

Минусы

  • такие приложения быстро надоедают. Быстро прогрессировать в нем не получится. И многих бесят тысячные повторения одних и тех же слов.
  • могут встретиться странные фразы, например, «Я покупаю артишоки каждый четверг» или «Моя свекровь любит гусиную печень». Не факт, что именно эти фразы пригодятся вам в жизни, так что учить их кажется бессмысленным.

7 советов, как быстро выучить то, что быстро выучить невозможно

Каким бы ни был важным и большим текст, который вам нужно запомнить за короткий срок, в нем всегда будет как минимум 50% воды. Вводные слова и придаточные предложения, примеры и разглагольствования автора — это то лишнее, что можно со спокойной душой отсечь от текста.

Во время чтения мысленно выделяйте основные мысли и запоминайте именно их. Формируйте так называемый скелет, на который в дальнейшем вы будете просто накладывать свои thoughts. Один только этот метод поможет вам сократить время на изучение материала в несколько раз.

Не читайте текст несколько раз.

Да, именно так. Чем больше раз вы читаете текст, тем сильнее вы начинаете останавливаться на всяких ненужных вещах и мелочах

Тем больше вы начинаете отвлекаться от самого важного. Наш мозг устроен таким образом, что лучше уж вы прочитайте один раз очень внимательно, выделяя основные мысли, а затем перескажите его, чем читать десять раз одно и то же в попытках запомнить. Это даст намного больше эффекта за короткое время

Это даст намного больше эффекта за короткое время.

Не проговаривайте про себя слова.

Нас с детства учили читать медленно, четко и с расстановкой. Прямо по ролям. Это началось с художественной литературы, и постепенно переместилось на любой текст, который мы читаем. И в этом наша основная ошибка.

Мозг способен и без проговаривания улавливать смысл того, что видят глаза. Поэтому попробуйте не останавливаться на каждом слове во время чтения, а скользить по тексту глазами. Да, будет сложно, но это значительно ускорит процесс.

Походите по дому. Разложите вещи в шкафу. Вяжите или вышивайте крестиком. Встаньте и пойдите гулять в парк. Делайте любое физическое дело, когда уже пытаетесь пересказать то, что прочитали. Ученые не раз отмечали, что физическая подвижность увеличивает работоспособность и продуктивность мозга. Так пользуйтесь тем, что в вас уже есть.

Делите на части.

Как бы вам ни хотелось подготовиться к экзамену за день, вряд ли у вас это получится. Наш мозг просто не способен без подготовки освоить тонны материала. Поэтому я советую делить все на части. Освоили одну часть — отдохните, попейте чай, выйдите на улицу на 15 минут. В общем, перезагрузите свой мозг.

Даже если вам и требуется освоить как можно больше материала за день — планируйте отдых. C самого утра запланируйте, например, в какое время вы будете учить, а в какое — relax. Запланируйте время обеда и отдыха. Тогда вероятность успеха у вас будет намного выше, чем если вы просто встанете с утра и будете учить до ночи.

Развивайте периферийное зрение.

Чтобы значительно сократить время на чтение — развивайте умение читать всю строку целиком. Так, вам не придется бегать глазами по строчке, вы будете видеть все сразу. Конечно, этому не научишься за короткое время, но если вам постоянно приходится работать с большими объемами информации, этот навык становится крайне необходимым.

Повторяйте через каждые 2-3 часа.

Чтобы не потерять то, что вы недавно выучили из полочек своей краткосрочной памяти, повторяйте выученный материал через каждые 2-3 часа. Это и освежит ваши знания, и поможет перемещать информацию в промежуточную память.

Я надеюсь, что среди этих советов вы найдете то, что поможет вам не только правильно учить, но и правильно планировать свое обучение. Если вам предстоит выучить много материала, попробуйте эти методы. И лично я, и многие мои ученики не раз пробовали их на себе.

А если вы хотите получать еще больше информации о любых аспектах английского языка — подписывайтесь на рассылку моего блога. Вас ждет самая актуальная и верная информация, много интересного и полезного.

До новых встреч!

Метод Фейнмана

Ричард Фейнман – физик-теоретик и лауреат Нобелевской премии – сформулировал алгоритм обучения, позволяющий быстрее и глубже изучать любую тему.

Этот простой метод основан на объяснении нового и сложного материала понятным и простым языком

, облегчающим запоминание.

Суть методики можно свести к трем простым пунктам:

  1. Тезисно выписываем все, что знаем по теме, которую необходимо выучить.
  2. Выделяем «пробелы» в знаниях и восполняем их, причем новую информацию следует записывать максимально простым языком, не содержащим сложных терминов и длинных предложений.
  3. Объединяем всю имеющуюся информацию в одну простую и интересную историю, изложить которую на листке бумаги необходимо так, чтобы ее понял восьмилетний ребенок. А затем пересказываем ее.

Используйте сравнения, визуализацию (сопровождайте записи схемами, графиками, рисунками). Помните о том, что 90% информации мы воспринимаем посредством зрения.

Можете записать свой рассказ на диктофон или любой другой гаджет, что поможет обнаружить во время пересказа «белые пятна», которые необходимо снова проработать.

Вы можете возразить, что этот метод давно используется и без Фейнмана, и будете абсолютно правы. Все новое – давно забытое старое. Фейнман систематизировал, структурировал и дополнил этот простой, но эффективный метод запоминания.

Прибегнув к методу Фейнмана, из самого скучного и неинтересного материала можно сделать интересную и увлекательную историю, которую поймет и запомнит как взрослый, так и ребенок.

Четырехступенчатый метод, или метод ОВОД

Есть еще один способ узнать, как выучить большой текст наизусть быстро и результативно. Воспользуйтесь одной из самых действенных методик запоминания текстов под названием ОВОД, состоящей из четырех этапов: Основная мысль, Внимательное чтение, Обзор и Доводка. Она позволяет быстро выучить текст – всего за 4 повторения. От бессистемного заучивания и повторения ОВОД отличается осмысленным, аналитическим подходом к тексту. Итак:

Первым делом вам нужно прочитать текст и выделить в нем основную мысль

Не старайтесь сразу же его запомнить от начала до конца, акцентируйте свое внимание лишь на том, что раскрывает главную мысль материала. Можете записать эти мысли в виде тезисов

Когда чтение закончено, отложите текст в сторону и сделайте попытку устно воспроизвести прочитанное.

Далее следует прочесть текст во второй раз, уже более внимательно, с учетом всех деталей повествования. Вспомните основную мысль текста и попытайтесь связать ее в уме с теми подробностями, которые вы выделили только сейчас. Как они помогают раскрыть основную мысль, что они добавляют в повествование? Теперь попробуйте повторить текст с учетом и главной мысли, и деталей.

Обзор текста заключается в создании приблизительного плана к прочитанному. Прочитайте материал с конца и задайте себе вопросы, касающиеся пунктов вашего плана. Они помогут вам запомнить, какая информация содержится в каждой части текста.

Доводка означает окончание работы над текстом, доведение процесса запоминания до конца. Вспоминая текст, идите от общего к конкретному: начинайте с главных мыслей, впоследствии дополняя их деталями. Не спеша повторяйте текст вслух, при возможности попросите кого-нибудь вас проверить. Ни в коем случае не подглядывайте. Если вы что-то забыли, то попытайтесь проанализировать этот отрезок, понять, почему вы его упустили.

По прошествии нескольких часов повторите выученное еще раз. В случае необходимости заполните появившиеся пробелы, снова воспользовавшись данной четырехступенчатой схемой.

Быстрое чтение улучшает память

Как быстро выучить текст наизусть, знает очень мало людей. В первую очередь нужно овладеть техникой быстрого чтения, именно она поможет за короткое время выделить из большого текста или из целой книги самую главную информацию.

Чтение может быть разным:

неторопливое – его относят к чтению художественных произведений (романов, детективов и т

п.);
сосредоточенное – требуется для изучения очень важной информации;
быстрое чтение – с его помощью легко выделить главное из текста большого объема;
беглое – запоминается суть информации без подробностей.. Пользуясь методикой быстрого чтения, человек сможет легко выделять основную информацию в тексте и не тратить свое время на лишнюю воду в нем

Пользуясь методикой быстрого чтения, человек сможет легко выделять основную информацию в тексте и не тратить свое время на лишнюю воду в нем.

Чтобы овладеть техникой быстрого чтения, рекомендуется изначально прочесть оглавление книги, это поможет сложить общее впечатление о ней

Затем прочитайте введение, главы, обратите внимание на выделенную информацию в тексте, на что автор делает акцент

Тренируйте скорость чтения слов в минуту, каждый раз берите для упражнения новую страницу из книги.

Приемы быстрого запоминания текста

«Помнить — это все равно, что понимать, а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего» Максим Горький.

У каждого профессионала « речевой» профессии есть свои приемы,  секреты быстрого запоминания огромной по объему информации или же текста.

В книге «245 простых упражнений по системе Станиславского» Эльвира Сарабьян  приоткрывает нам завесу этих тайн.

И вот только некоторые фрагменты этой увлекательной книги:

  • Текст мгновенно «всплывает» в памяти, если принять позу, которая принималась в театре, в гриме и костюме…то есть необходимо войти в нужный образ. В общем, идею вы уловили!
  • Также книга наполнена всевозможными действенными советами, среди них и чтение материала вслух. И желательно только  повторять ту часть, которая меньше всего поддаётся запоминанию. Не забывайте делать перерыв, отдыхать.
  • Обязательно тренируйте образные способности (есть такой даже метод «Мнемотехника (метод ассоциаций)»  все о данной методике читайте на данной странице.

А теперь давайте поиграем в игру «Катена» для развития креативного мышления, описанную в книге Гарри Лорейн «Суперпамять».  Играть можно как одному, так и в компании. Правила очень просты. Возьмите любыми два слова. Необходимо взять их цепочкой слов-ассоциаций (то есть между словами должно быть хоть что-то общее, или же наоборот противоположное).

Пример: Часы и Облако.

Решение: Часы – Время – День – Солнце – Небо – Облако.

Придумывайте свои ассоциации, развивайте креативное мышление. И обязательно пройдите урок «Теории творчества и креативности».

Возможно, вы уже слышали о « Методе Цицерона»  или его еще называют «метод дорог» для запоминания последовательности слов. Чтобы воспользоваться методом, необходимо заранее подготовить «дорогу» (матрицу образов).

И суть его в следующем: вы должны взять первое слово и создать ассоциацию с первым образом вашей матрицы. И так с каждым словом.  А процесс «вспоминания» слов  будет работать на вас, когда вы мысленно воспроизведете образ, соответствующий данному слову.

Вот еще несколько действенных способов, позволяющих качественно, а главное быстро запомнить материал (будь то стих, роль или доклад):

Прочитав текст, выделите в нем основную, главную мысль
Читая текст, обращайте внимание на подробности
Проводите параллели с уже имеющимися у вас знаниями
Ставьте себе обязательно внутренние установки на запоминание — активно работайте как с собой, так и с текстом. Учите только с желанием
Небольшого объема тексты, эффективнее всего заучивать перед сном
Объемную (большую) информацию делите на части, не пытайтесь все освоить в один день
Связывайте запоминание материала с хорошо известными вам явлениями (музыкой, цветами, числами)
Стимулируйте себя, вознаграждайте свой труд ( вкусным обедом, долгожданной покупкой)
Если вам предстоит запомнить иностранный текст, обязательно предварительно сделайте точный его перевод
Все сложное, старайтесь максимально упростить
Всесторонне используйте различные органы чувств
Старайтесь взглядом охватывать как можно больше слов (развивайте периферическое зрение)

Для этого используются, в том числе таблицы Шульте.
Читайте, учите только на свежую голову
Работайте с текстом в комфортных условиях (хорошее освещение, отсутствие внешних раздражителей)
Высыпайтесь (тем самым вы значительно повысите производительность вашей памяти)

Есть еще один весьма эффективный метод быстрого запоминания текста – при помощи пиктограмм (то есть, прибегая к помощи графических образов).  Принцип его точно такой же, как в методе дорог. Нарисованная вами картинка и есть способ быстрого воспроизведения нужных слов или предложений.

Вот и все на сегодня

Нагружайте свою память, ведь как говорил Наполеон I: Голова без памяти — все равно, что крепость без гарнизона Если интересуетесь вопросами развития мышления более глобально — обратите внимание на курс «Когнитивистика»

Дорогие друзья, мы будем очень рады, если вы поделитесь с нами не только своими впечатлениями от материала, изложенного нашей командой, а самое главное,  результатами своих усилий. Мы этим самым еще раз удостоверимся, что наш труд не напрасен. Оставляйте, пожалуйста,  свои отзывы и комментарии в строке ниже.

Удачи вам и отличной памяти!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector