Что делать, чтобы быстрее запоминать информацию

Содержание:

Использование мнемотехники: три эффективных приёма

Приёмы мнемотехники доступны всем, их нетрудно освоить. В этой статье мы рассмотрим несколько популярных техник развития памяти. 

Со способами запоминания цифровой информации, текстов, терминов, стихотворений и многого другого вы сможете познакомиться на курсе «Мнемотехника: как легко запоминать». По промокоду MNEMO2020 вы получите неделю бесплатного доступа к курсу.

Метод историй

Суть данной техники состоит в том, чтобы связать слова и определения в один текст. Смешную историю запомнить гораздо легче, чем двадцать абстрактных понятий. Чем более парадоксальным и фантастическим будет рассказ, тем легче он войдёт в память.

Преимущества метода:

  • не требует предварительной подготовки,
  • тренирует креативность,
  • это весело и интересно.

Недостаток приёма заключается в том, что он не подходит для запоминания большого объёма информации.

Упражнение 2. Даны слова: почтальон, тигр, кукуруза, оса, река, сковорода, крестоносец, диван, мармелад, араб, борщ, зубная щётка, дождь, тюльпан, пепел, удача. Придумайте и визуализируйте историю с этими словами. Обязательно добавьте в свой рассказ эмоции и сопереживайте своим героям.

Пример: Почтальон Печкин верхом на тигре скакал через кукурузное поле. Печкин в страхе обернулся назад — за ним гнались разъярённые осы. Вдруг он наткнулся на реку. «Что делать?! — крикнул в пустоту бедный почтальон. — Моста нет!». Но к счастью, поблизости вместо моста была огромная сковорода. Печкин, подгоняя тигра, пробежал по ней. На другом берегу реки крестоносцы уже строили баррикады из диванов, и как только осы стали приближаться, крестоносцы начали сбивать их меткими бросками мармелада. Печкин подбежал к старому арабу — получателю посылки — и передал ему коробку. В ней оказалась тарелка ярко-красного борща, в которой вместо ложки лежала зубная щётка. Неожиданно пошёл дождь. Все подняли головы вверх, мармелад больше не летел в противника. Сначала падали самые обычные капли воды, но потом из грозового облака начали сыпаться тюльпаны. Тысячи тюльпанов медленно опускались, и как только касались земли, тут же превращались в пепел. Удивительно, но из образовавшейся золы получался отчётливый рисунок лошадиной подковы (образ на слово «удача»).

Метод «Цепочка»

Суть данной техники запоминания — соединение образов между собой. Необходимо нанизывать понятия одно на другое, как бусины на цепочку

Важно соединять их ярко и следить за последовательностью. При воспроизведении нужно представлять всю «конструкцию» сразу: снимайте образы с цепочки так же последовательно, как надевали

Преимущество метода:

  • быстрота запоминания,
  • можно использовать буквально на ходу.

Недостатком метода является то, что забыв один элемент цепочки, можно забыть всё остальное.  

Упражнение 3. Запомните цепочкой слова: лиса, космонавт, кольцо, яблоко, шахматы, учитель, Африка, молоко.

Пример: Рыжая лиса в скафандре (ассоциация с космонавтом), кольцом на лапе и яблоком на носу играет в шахматы с учителем географии (Африка), но не фигурами, а стаканами молока.

Метод Цицерона

Суть данного приёма мнемотехники — создание в воображении пространства с опорными образами. Почему метод наречён именем древнеримского философа, мы уже рассказывали. Другие названия: дворец памяти, метод римской комнаты, метод локусов, чертоги разума.

Необязательно создавать пространство с нуля, можно представлять свою квартиру или комнату. Выберите там несколько опорных образов (телевизор, настольная лампа, холодильник и так далее) и, перемещаясь по часовой стрелке, проложите между ними маршрут.

К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемый. Можно не один, а целую цепочку (как в предыдущем методе). Количество информации, которую вы можете запомнить, зависит от размера локации и тренированности.

Образы можно менять, то есть многократно запоминать новую информацию на одни и те же локации. Но если часто использовать одни и те же места, образы начнут путаться. В таком случае локации нужно дать «отдохнуть».

Преимущества метода Цицерона:  

  • можно запоминать большие объёмы информации,
  • запоминание происходит достаточно быстро,
  • при повторении образы надолго остаются в памяти.  

Недостатком этого метода развития памяти является трудоёмкость.

Упражнение 4. Выделите опорные образы в своей комнате и «привяжите» к ним следующие слова: лягушка, шоколад, кит, футболист, зима, школа, компьютер, виноград, «Фоксфорд».

Простые правила запоминания

Для упрощения усвоения информации воспользуйтесь следующими советами и хитростями.

Ассоциации

Ассоциативное мышление поможет легко запомнить нужные данные. Его суть в привязывании новой информации к уже существующей в нашей памяти. Цепочка воспоминаний приведёт вас к тому, что вы запоминали.

На практике новую информацию можно связывать с чем-то похожим: словами, песней, мысленным образом и т.д. Например: восьмёрка похожа на перевёрнутые очки, самолёт на птицу, лампа на грушу, а каждого нового знакомого можно связать с каким-либо животным.

Точно также используются противоположные понятия: хотите запомнить объект чёрного цвета – подумайте о том, что чёрное – это противоположность белого.

По теме: Как улучшить свою память

Обращайте внимание на обстановку, в которой вы находитесь, когда запоминаете. Начиная вспоминать, где вы были, что видели и чувствовали, вы сможете вспомнить нужные данные

Лучшее время для запоминания – раннее утро

Повторение

Способность запоминать напрямую зависит от того, сколько раз мы повторим новую информацию. Но к этому нужно подходить с умом, используя приёмы повторения:

  • активное повторение;
  • пересказ.

Процесс активного повторения предполагает осмысление запоминаемой информации. То есть при каждом повторении старайтесь прокручивать в голове образы и ассоциации, отвечать на вопросы, связанные с запоминаемым материалом.

Пересказ используется, когда информацию не нужно запоминать дословно. В этом случае активизируется речевое мышление и в голове откладывается способ воспроизведения информации.

Записывание

Записывайте важную информацию. При этом разбивайте материал на отдельные элементы и выделяйте главные моменты. Не старайтесь переписать всё книжным языком – пересказывайте и записывайте своими словами.

Мозг вынужден обрабатывать записываемую информацию, благодаря чему она лучше закрепляется в памяти.

Рекомендуем: Правда ли, что мозг работает только на 10%

Разбивка на мелкие элементы и структурирование

Много нового материала практически невозможно запомнить одним блоком. Разбивайте материал на мелкие блоки, в каждом выделяя главные моменты: подчёркивания, раскрашивания, схемы и рисунки. Это эффективный способ, т.к. большинство людей настроены на визуальное восприятие.

Отличным примером является разбивка номера телефона, когда вместо +79191234567 записываем +7 (919) 123-45-67.

Мнемоника

Она помогает фиксировать в памяти большие блоки информации, которые зачастую логически не связанны между собой.

Выделим основные мнемонические приёмы:

  • Буквенный код. Образование фраз из первых букв. В пример возьмём фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» – по первым буквам можно быстро вспомнить все цвета радуги.
  • Ассоциации. В мнемонике основная ставка делается на создание ярких и необычных ассоциаций.
  • Рифмование. Чтобы запоминать информацию, можно составить рифмованные пары слов или даже небольшие стихотворения.
  • Созвучие. Этот метод отлично зарекомендовал себя в запоминании терминов и иностранных слов.
  • Метод Римской комнаты. Создайте в воображении комнату и расставляйте запоминаемые объекты в ней, связывая их с предметами интерьера. Чтобы что-то вспомнить, просто представьте эту комнату и найдите нужную информацию.

Применяйте новые знания на практике

Отличный вариант запомнить новое – подискутировать на эту тему, обговорить её с собеседниками. Проговаривая и прослушивая вновь изученную тему, вы сможете быстро и качественно запоминать информацию, которая пока еще является для вас новой.

Мотивация

Понимание и желание также являются важным стимулом к запоминанию. Если вы пытаетесь запомнить материал «через силу» без желания это сделать, у вас уйдет намного больше усилий и времени для запоминания.

Это пригодится: Как побороть свою лень

Поэтому перед тем, как приступить к запоминанию, убедите себя в том, что вам интересно это делать, постарайтесь вызвать желание выучить материал и подумайте о преимуществах, которые вы получите в результате. В этом случае у вас получится запомнить намного быстрее и эффективнее.

Чем полезнее и интереснее информация, тем её проще запомнить!

Технологии

У каждого под рукой всегда есть мобильный гаджет, который может быть отличным средством для хранения данных. В магазине приложений множество вариантов не только для структурированного ведения записей, но и для тренировки памяти.

Развитие зрительной памяти

Человеческий мозг улавливает смысл увиденного глазами практически с первого раза. Некоторым людям необязательно останавливаться на каждом прочитанном слове. Им достаточно лишь скользить по тексту глазами. Подобная модель значительно ускоряет процесс чтения материала.

Приемы зрительной памяти активно используют в учебных заведениях. Большая часть информации отображается на классной доске.

Существуют методики по развитию периферийного зрения. Умение читать страницу целиком позволить существенно сокращать время при изучении больших объемов информации. Полезные тренажеры можно найти по адресу – https://brainapps.ru/. Онлайн сервис предлагает пользователям развивать память при помощи игр. Большинство тренажеров предоставляется бесплатно. Однако чтобы пройти курс по скорочтению или получить доступ ко всем тренажерам придется купить премиум аккаунт. Если ежедневно уделять упражнениям по 10–15 минут, то уже через две недели можно будет увидеть изменения.

Использование систем мнемотехники

В психологии определено, что для овладения любой деятельностью необходимо формирование определенных навыков. Такое же правило применяется для успешного запоминания большого объема знаний. Основные навыки этого процесса приобретаются и формируются под влиянием различных технологий. Какие же методы запоминания могут считаться самыми эффективными?

Сейчас все большую популярность приобретает мнемотехника или искусство запоминания, которая состоит из совокупности (системы) определенных способов, методов, приемов и техник, значительно облегчающих работу с текстовыми материалами.

Мнемотехника ценилась во все времена, люди проявляли к ней особый интерес и интенсивно разрабатывали технологии, добиваясь, чтобы главными свойствами их приемов стали простота, универсальность, эффективность.

Подтверждением такой технологии является система Джордано. Сущность ее содержится в том, что работа памяти идет поэтапно. Сначала происходит кодирование информации в зрительные образы; затем наступает сам процесс запоминания; следом — необходимое усвоение последовательности материала, на последнем этапе – закрепление и сохранение информации в мозге. Исходя из этого, приемы запоминания информации будут систематизироваться по разработанным этапам.

Как отмечают специалисты, система Джордано самая эффективная и практичная в повседневной жизни из всех существующих, используется для усвоения, сохранения часто встречающейся, достаточно четкой, информации. Например, нужно зафиксировать в памяти цифры телефонного номера, название улицы, фамилию, имя, отчество, точные даты, географические названия.

Эта же техника запоминания может служить при работе с энциклопедическими материалами, учебными текстами, если только правильно уметь выделять ключевые слова или фразы. Нужно только учитывать, что материал запоминается не досконально, а близко к тексту, при этом используется принцип «от частного к целому».

Подобная система предполагает необходимость развития навыка запоминания, так как сам процесс работы с информацией зависит от степени тренированности человека, от сложности материала. Например, даже самая непродолжительная тренировка дает возможность за 3 секунды запомнить двузначное число, а за 5 минут можно запомнить 100 двузначных чисел.

Интересно то, что, работая по методу Джордано, можно быстро находить в уме знания, содержащие одинаковые элементы, к примеру, похожие числами даты.

Другой, не менее эффективной технологией, рассчитанной на запоминание большого объема информации, считается методика Цицерона, при которой выстраивается последовательная система образов-ассоциаций. Она может содержать до 50 образов и больше, поэтому запоминаемая информация будет более объемной, чем предполагают другие способы запоминания.

Технология запоминания по методике Цицерона заключается в том, что важные для восприятия объекты нужно мысленно расставлять в строго определенном порядке, используя обстановку комнаты. Далее при воспроизведении материала достаточно вспомнить комнату.

Таким же образом поступал Цицерон, когда готовился к своим речам. Прогуливаясь по дому, он мысленно размещал везде важные пункты своего выступления, потом, припоминая обстановку дома, вспоминал ключевые фразы.

Для построения системы образов можно использовать обстановку других помещений или даже придуманную комнату.

Как варианты данной системы, часто используется дорога, по которой человеку ежедневно приходится ходить, или знакомая ситуация.

Метод Цицерона полезно применять при запоминании цифр, только нужно их из абстрактной формы перевести в конкретную. Например, в психологии рекомендуется связать цифры с буквами: 0 – о, 4 – ч, 6 – б и прочее, а затем по отработанной схеме запомнить их.

Дворец памяти (чертоги разума)

Мнемотехника с таким поэтичным названием основана на построении ассоциативного ряда. Она позволяет не только разложить информацию по ячейкам памяти небольшими порциями, но и связать между собой логическими ассоциативными нитями.

Скажем сразу – это достаточно непростая техника для новичка, но освоив ее, Вы сможете не только быстро запоминать информацию, но и использовать лишь ту ее часть, которая необходима здесь и сейчас, тем самым не перегружая мозг.

Как создать стойкие ассоциативные связи между знакомой информацией и новой:

Выберите место «строительства» замка. На первых порах лучше, чтобы в качестве знакомой информации выступала Ваша квартира, где Вам все знакомо до мелочей. Со временем, когда Вы освоите технику, может «строить» в своем воображении настоящие дворцы.

Прикрепите новые образы к предметам интерьера, которые принято называть «опорными пунктами»

Важно, чтобы опорные пункты выделялись последовательно: по часовой стрелке либо против нее. Это поможет выстроить логически понятные связи и не запутаться в локациях

Кроме того, чем эмоциональнее и неординарнее будут ассоциации, тем быстрее они запомнятся.
Включаем воображение и придумываем небольшой рассказ с учетом опорных пунктов и ассоциаций.

Рассмотрим, как работает метод, на примере.

Составляем список покупок, в который входят 10 продуктов (не будем оригинальными и возьмем базовый набор):

  • бублик;
  • сахар;
  • молоко;
  • бананы;
  • картофель;
  • куриное филе;
  • яйца;
  • зеленый лук;
  • печенье;
  • кофе.

Представим наш «дворец памяти», вернее, кухню, раз уж мы собрались в продуктовый магазин. Выделим опорные пункты, расположенные по часовой стрелке в такой последовательности:

  • дверь;
  • обеденный стол;
  • ваза с фруктами на обеденном столе;
  • стул;
  • подоконник;
  • холодильник;
  • столешница;
  • хлебница;
  • раковина для мытья посуды;
  • плита.

Приступаем к созданию ассоциативных связей:

  1. Мы хотим открыть дверь, чтобы войти на кухню, но на дверной ручке висит три бублика (количество можете менять на необходимое).
  2. Подходим к обеденному столу, который весь усыпан сахаром.
  3. Из вазы с фруктами течет молоко.
  4. На стуле лежит кожура от банана.
  5. На подоконнике растет картофель, как на грядках.
  6. Открываем холодильник, а там нас ждет сюрприз в виде живой курицы.
  7. На столешнице видим разбитые яйца.
  8. Из хлебницы торчат перья зеленого лука.
  9. В раковине вместо посуды лежат килограммы печенья.
  10. А на плите, несмотря на весь этот хаос, варится чашечка ароматного черного кофе.

Может показаться, что все это глупо, нелепо и требует массы времени и сил (легче ведь написать список продуктов на листке бумаги), но на самом деле после нескольких тренировок Вы сможете запоминать списки из 50 пунктов. Главное – не менять обстановку в Вашей локации и последовательность ее прохождения.

Что же нужно делать, как правильно запоминать информацию на долгое время?

Да, все верно, мы должны испытать глубочайшие эмоции при запоминании, а потом повторить (пересказать) информацию определенное количество раз.

Если мы не испытываем никаких эмоций, а просто механически учим, то так тоже возможно, но будет очень долго и скучно) О том, как вызывать эмоции, напишу чуть ниже. А сейчас про повторение.

Секреты повторения

Ученый-исследователь, психолог Герман Эббингауз, озадачился узнать, как человек запоминает информацию. Он тестировал все на себе.

Эббингауз придумал бессмысленные слоги (типа ЩОД, ВЫК и т.д.), которые сродни нашей скучной информации, запоминал их и отмечал время, когда происходит забывание информации.

Он вывел не только кривую забывания, но и кривую заучивания. Что касается забывания, то через час после заучивания, мы помним меньше половины от того, что учили.

А если захотим вспомнить этот материал через месяц и позже, то только 20 % останется в памяти. Но есть «точки возврата», когда необходимо повторить, чтобы помнить хорошо и долго.

Итак, как эффективно повторять материал, чтобы запомнить надолго?

Как вы уже видите из графика забывания, что информация теряется после истечения определенных моментов времени.

Поэтому мы распределяем во времени повторение. Например, нам нужно запомнить определенный текст. Что мы делаем:

  • Учим материал. 1 раз читаем и пересказываем.
  • Первое повторение через 15-20 минут. Читаем 1 раз и 1 раз пересказываем.
  • Второе повторение. Через 2 часа. Пробежка глазами.
  • Третье повторение. Через 12-24 часа. Пробежка глазами.
  • Четвертое повторение. Через 3 дня. Та же пробежка, можно пересказать.
  • Пятое повторение. Чрез неделю.

Но! Есть исключения и дополнения к этому правилу:

  • Тот материал, который мы осмыслили запоминается в 9 раз быстрее.
  • Необходимо заучивать в целом, а не по частям. То есть сначала выявить структуру того, что запоминаем, понять в целом, в потом приступать к заучиванию.
  • Помнить об эффекте края, который также обнаружил Эббингауз. Информацию, которую вы заучиваете в первую и последнюю очередь, помнится лучше. Поэтому самую нужную информацию прорабатываем сначала и в конце.

А если все таки подключить эмоции?

Это будет большой плюс к обучению мозга. Как же испытать эмоции при запоминании скучного текста? Нужно сделать этот процесс для нас интересным.

Когда мне нужно было что-то выучить, я читала параграф по литературе, биологии или по истории и у меня разыгрывалась целая картина происходящего. Или вот я уже представляю, что с блеском рассказываю этот параграф перед всем классом.

А что было бы интересным для вас? Может быть вы в своем воображении стали учителем и просили своих учеников перессказать этот параграф? Так, вы представляете, что Петров вам на уроке отвечает эту часть темы, а другую часть — Иванов.

А они — то не подготовились. Что же они забыли сказать? Вам же надо им поставить оценку в журнал. И вы листаете и изучаете текст уже с другим чувством.

А может быть, вы уже состоявшийся человек, мудрый, опытный богатый и при беседе за чашечкой кофе с другими бизнесменами блещите эрудицией.

Ведь именно знание этого параграфа помогло вам быть более раскрепощенным, успешным, уверенным в своих знаниях. Кем вы представляете себя, когда мечтаете? Смело используйте это в запоминании.

Вам точно не померещилось?

Что мы только что делали? Мы подключали к запоминанию образы. Зачем?

Образная память не имеет границ и сроков хранения. Поэтому если мы запоминаем, привлекая образы в помощь, то эта информация запоминается легко и надолго.

И секрет весь в том, что повторять таким образом запомненную информацию может и не потребоваться.

Образы могут быть не только визуальными. Мы может пользоваться всеми 5 органами чувств (слухом, зрением, обонянием, осязанием и вкусом), чтобы лучше запоминать.

Но наиболее сильна память на запахи, мы всегда будем помнить все, что связано с конкретными запахами в прошлом и прямо сейчас. Это связано с особым строением головного мозга.

Сигналы о запахах достигают памяти сразу, минуя рецепторы и анализаторы. Поэтому использование запахов при запоминании очень эффективно.

Учите вы что-то, распылите рядом любимый запах. Более того, есть специальные запахи, которые усиливают интеллект: лимон, эвкалипт, жасмин.

Что нужно знать об устройстве памяти

Память – сложная психическая функция, с помощью которой мы усваиваем новые знания и приобретаем практический опыт. Наш мир никогда бы не стал таким, каким мы его видим, без невероятных возможностей нашей памяти.

Ученые подсчитали, что объем человеческой памяти равен порядка тысячи терабайт. При этом на обработку всей информации мозгу требуется всего 20 Ватт энергии. Это делает его самым энергоэффективным местом для хранения информации.

Память включает в себя несколько взаимосвязанных процессов, в которых участвуют разные зоны мозга:

  1. Запоминание новой информации и интеграция ее в общую систему ассоциативных связей.
  2. Хранение в долговременной памяти.
  3. Воспроизведение материала в неизменном виде по мере необходимости.
  4. Забывание ненужной и неактуальной, по мнению мозга, информации.

Подробно все эти процессы мы рассмотрим в статье “Как развивать память”, а сейчас сосредоточимся на запоминании.

Запоминание – первое звено этой длинной цепочки. Любые ошибки и помехи на этом этапе сводят на нет всю последующую работу мозга. Как выглядит этот процесс изнутри?

Любая информация, воспринимаемая мозгом, вызывает отклик в нервной системе. Нейроны (специфические клетки мозга) возбуждаются и начинают обмениваться электронными импульсами. Проходя по нервным волокнам, эти импульсы оставляют следы и формируют нейронные пути. Большинство из них впоследствии разрушаются, остаются лишь те, что успели закрепиться.

Закрепление происходит в двух случаях: если стимул был очень сильный и если сигналы проходили по этому пути много раз подряд. В первом случае активизируется так называемое стрессовое запоминание, а во втором – запоминание посредством многократных повторов.

Наша задача – сделать так, чтобы нейронные пути закреплялись как можно быстрее и с наименьшими энергозатратами. Для этого необходимо знать некоторые особенности работы памяти и использовать их себе во благо.

Как быстро запомнить информацию

Первое, что пришло мне в голову, когда я начинал писать эту статью — это то, как я запоминал стихи перед школьными уроками по литературе. Я несколько раз читал стих перед уроком и повторял раз за разом каждое четверостишье. Это почти всегда позволяло мне рассказать произведение на уроке, а потом через несколько минут благополучно забыть его, как страшный сон. Сейчас я не вспомню ни одного стиха из школьной программы, потому что мой метод был ориентирован на краткосрочную память.

Противоположный пример — это то, как мы учим таблицу умножения. Мне говорили «Ты должен ее запомнить так, чтобы мог пересказать, даже если тебя разбудят посреди ночи». Тут уже речь идет о прочном закреплении информации в долгосрочной памяти методом многократного повторения и постоянного использования этих знаний.

Итак, как научиться быстро запоминать информацию?

1. Успокойтесь

Если вам нужно запомнить что-то сложное, постарайтесь найти спокойное место и освободить свой разум от беспорядочных мыслей. Так вы снизите давление потока данных на мозг и поможете ему усвоить то, что вам нужно запомнить. Хотя, некоторым людям удается сконцентрироваться в любой обстановке (такой способности можно действительно позавидовать).

Ученые из Университета Базеля (Швеция) рекомендуют выпить чашку зеленого чая. Доказано, что он содержит вещества, блокирующие токсины и заставляющие мозг работать лучше.

2. Запишите

Вместо того, чтобы просто скопировать нужную информацию на ноутбук, запишите или напечатайте ее сами. Если хорошо воспринимаете информацию на слух, надиктуйте ее на диктофон.

Как показывает практика, тесное взаимодействие с данными поможет запомнить их быстрее, чем простой просмотр.

3. Повторяйте

Куда без этого? Повторение — мать сами знаете чего. Поэтому нужно повторять информацию. А потом, когда вы уже достаточно раз повторили, повторить снова.

А чтобы все не забыть, как я стихи в школе, через определенное время нужно снова повторить. Например, выучили вечером — обязательно повторите утром. Потом сделайте перерыв и снова повторите. Если сроки не поджимают, попытайтесь воспроизвести все по памяти через день. Это точно покажет вашему мозгу, что информация вам необходима, и она прочнее закрепится в виде нейронных связей.

Можно выйти прогуляться, повторяя в голове то, что вы хотите запомнить. Смена декораций окажет положительный эффект на процесс запоминания, потому что информация не будет у вас ассоциироваться только с вашей комнатой.

4. Поймите

Намного легче запомнить то, что вы понимаете, потому что так новые нейронные связи взаимодействуют с уже имеющимися. Чтобы вам не пришлось запоминать случайный набор слов и цифр, попробуйте глубже вникнуть в тему.

Например, формулу второго закона Ньютона F=ma запомнить гораздо легче, если вникнуть в следующее:

  • F — сила, прикладываемая к точке;
  • m — масса точки;
  • a — ускорение.

Иначе говоря, чем тяжелее камень, тем больше нужно приложить сил, чтобы его кинуть. Просто, не так ли?

5. Ассоциируйте

Ассоциации — это еще один способ задействовать уже имеющиеся нейронные связи. Но в этом случае не обязательно связывать вещи логически, тут в дело идет фантазия.

Чем более нелепой и необычной вам покажется ассоциация, тем глубже она врежется в память

Также важно визуально представить себе то, что вы нафантазировали

Например, вам нужно запомнить адрес «Пушкина, 122». Пушкин — он был такой всего 1, у него 2 бакенбарда и я получил 2 балла, не успев выучить его стих за перемену. Пример так себе, но подобным образом вы можете привязать любую новую информацию к тому, что уже знаете, и запомнить.

Рекомендации

Все изложенное выше только поначалу кажется сложным. На самом деле, после того как вы научитесь применять на практике эти методы и правила, они постепенно начнут входить в ваши привычки и станут обычным делом. И тогда вы будете применять их на автомате.

Метод с использованием ассоциаций хорош и в повседневной жизни. К примеру, если вам нужно запомнить имя человека, а оно никак не хочет оставаться в вашей голове, найдите там его знаменитого тезку. И тогда тот самый Николай Васильевич, преподаватель химии, имя и отчество которого вы всегда подглядывали на сайте вуза, будет представать в вашем воображении в образе Гоголя, ну сколько ему еще оставаться в списке безымянных душ!

Есть свои секреты и для запоминания длинных чисел. Разбейте их на пары или четверки. К примеру, вам нужно запомнить 20081976. Делим это число на две части и вспоминаем, чем вам запомнился 2008 год, к примеру вы закончили школу, 1976 – год рождения вашей старшей сестры. Она же приходила к вам на выпускной вечер? Теперь вы вряд ли забудете это число.

Согласитесь, все проще простого. И, несмотря на то, что мы живем в век высоких технологий, и любую информацию можно буквально за секунды разыскать в интернете, надеяться лишь не оперативную память вашего компьютера или смартфона все-таки не стоит. Она не заменит нам собственную память, которая умеет хранить не только сухую информацию, но и наши ни с чем несравнимые эмоции и образы, которые очень помогают нам. Вот прямо сейчас вспомните что-нибудь хорошее из вашей жизни. Улыбнулись? Разве эти эмоции подарит вам самая мощная память вашего компьютера?

Совет 5 : Как не забывать прочитанное?

1. Чтобы лучше запоминать прочитанное, читайте меньше

Люди сегодня потребляют больше информации, чем могут удержать в голове. Исследователи из США подсчитали, что в 2009 году средний американец сталкивался со 100 000 слов в день (вряд ли сегодня эта цифра уменьшилась). В основном словесный поток льётся на нас через телефон и компьютер. Сто тысяч слов – это объём двух приличных книг.

В прошлом году исследователи из Университета Мельбурна обнаружили, что те, кто смотрел телевизионные шоу еженедельно, забывали их гораздо быстрее, чем те, кто смотрел одну телепрограмму в неделю. Зрители отвечали на вопросы о шоу сразу после просмотра, а потом ещё раз – через 140 дней. Те, кто смотрят телевизор часто, через четыре с лишним месяца с трудом могли вспомнить, о чём была программа. В отличие от тех, кто смотрит ТВ раз в неделю – они гораздо точнее ответили на вопросы викторины. То же самое и с чтением.

Вывод: чтобы лучше запоминать прочитанное, читайте меньше. Попробуйте тщательнее выбирать книги и сократить количество чтения за счёт соцсетей и сайтов.

2. Пересказывайте текст

Немецкий психолог Герман Эббингауз открыл «кривую забвения». Она круто падает вниз в течение первых 24 часов после того, как мы узнали что-то новое. Без специальных усилий 80% новой информации вы забудете уже завтра.

Вывод: Перескажите всё важное и интересное в первые же сутки, и знания отложатся в голове. 3. Применяйте полученные знания немедленно

Применяйте полученные знания немедленно

3. Применяйте полученные знания немедленно

«Полезное» чтение станет ещё эффективнее, если применять полученные знания немедленно. Лучше не проглатывать такие книги целиком, а читать главами и тут же внедрять в жизнь новые идеи.

Вывод: Попробуйте прямо сейчас: перескажите кому-нибудь эту статью сегодня.

4. Читайте порциями и при различных обстоятельствах

Любимое кресло и мягкий плед – фетиш большинства книголюбов. Однако если всё время читать в одной и той же обстановке, запоминать прочитанное вы будете хуже. Информация, полученная при различных обстоятельствах и в разных местах, не перемешивается в голове и лучше усваивается.

Вы удивитесь, но для лучшего запоминания важно читать не «запоем», по несколько часов подряд, а порциями по полчаса-час. Паузы помогут лучше усвоить прочитанное. Вывод:Читайте в разной обстановке

Вывод:Читайте в разной обстановке.

5. Не храните книги

Когда мы уверены, что в любой момент можем вернуться к книге, мозг считает, что ему уже необязательно запоминать прочитанное – главное, что он помнит, «где это лежит». Учёные из Мельбурнского университета называют это «эффектом внешней памяти» и связывают плохое запоминание с развитием Интернета. То есть если убрать информацию из постоянного доступа, запоминать её мы будем лучше.

Вывод: Не храните книги. Раздавайте свои и читайте чужие, взятые напрокат. Если вы ещё до начала чтения пообещаете другу дать книгу почитать (даже если с возвратом), мозг поймёт, что эта книга не всегда будет под рукой, так что самое ценное лучше запомнить сразу и надолго. Точно так же лучше запоминаются книги, которые вы взяли почитать и обязаны вернуть.

6. Делайте пометки на полях, схемы и майнд-карты

Да, в школе нас учили, что «черкать на полях» нельзя. Однако психологи уверяют, что пометки, подчёркивания, вопросы на полях очень помогают запоминать прочитанное.

Вывод: Схемы, майнд-карты и зарисовки – тоже то что надо.

7. Заранее определите цель чтения

И самый главный совет, который даёт Питер Камп, автор книги «Скорочтение»: открывая книгу, заранее определите, а зачем, собственно, вы её читаете

Что из написанного для вас по-настоящему важно и ценно? Что именно вы хотите запомнить и на какой срок?. Вывод: Отвечайте максимально конкретно. С такой подсказкой мозг будет лучше понимать, в какие отделы хранения отправлять поступающую информацию

С такой подсказкой мозг будет лучше понимать, в какие отделы хранения отправлять поступающую информацию

Вывод: Отвечайте максимально конкретно. С такой подсказкой мозг будет лучше понимать, в какие отделы хранения отправлять поступающую информацию.

Приемы запоминания числовой информации

Рассмотрим, как можно запомнить цифры. Самым сложным является именно усвоение чисел. Здесь поможет метод ассоциаций.

  • Образный ряд. Заранее подготовьте матрицу образов, каждый из которых соответствует определенной цифре. Например: один – карта, два – стакан, три – птица и так далее.
  • Метод создания образного ряда. Наиболее эффективным будет использование для цифрового обозначения их графических образов и схожести с другими предметами. Например: цифра 0 похожа на часы, глобус, так как эти предметы и нуль имеют округлый контур. Цифра 1 вызывает ассоциации с карандашом, свечой, гвоздем. Двойка напоминает коня из шахмат, лебедя. В таком порядке дополните остальные цифры своим ассоциативным рядом.

Если вы хотите, чтобы в памяти отложились числа, или задаетесь вопросом, как запомнить даты по истории, то данная методика позволит вам эффективно на основе созданных образов усвоить цифровую информацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector