Как научиться быстро читать: подробное руководство по развитию техники скорочтения

Содержание:

О скорочтении

Какие упражнения во всех известных мне курсах повторяются. Это
следующие упражнения:

  • упражнения на расширение поля зрения,
  • упражнения на подавление проговаривания слов,
  • оптимизирующие алгоритмы чтения,
  • упражнения по психологической подготовке перед чтением,
  • упражнения на развитие внимания.

Отличие методик лишь в деталях и технических возможностях, поэтому,
на мой взгляд, не корректно говорить, что при помощи одной методики можно достичь
скорости 10 000 знаков в минуту, а при помощи другой методики — 100 000 знаков в
минуту. На мой взгляд, можно вести речь лишь о том, на сколько комфортно заниматься
тренингами.

Интересно наблюдать за собой, когда читаешь иностранный текст.
Сначала переводишь его, а потом происходит «щелчек» и начинаешь понимать текст без
«русского помощника». Как мне кажется, в режиме чтения текста на инязе происходит
понимание текста без речевого посредника. По крайней мере, так показывает мой небольшой
личный опыт.

Фонетизация и скорочтение

Избавиться от фонетизации в скорочтении крайне сложно.Основная проблема заключается в том, чтобы исключить из этого процесса ухо. Вопреки всему, большинство людей, которые читают про себя, все равно читают вслух, даже если они ничего не слышат. Автоматически вовлекаются гортань и слуховые проходы.

Хотя вы читаете в тишине, написанный текст непроизвольно преобразуется в звук, который мозг должен регистрировать, декодировать, чтобы понять. Хитрость здесь в том, чтобы изменить то, как вы видите буквы. Слово следует читать как изображение, которое попадает непосредственно в мозг, а не как звук, который должен проходить через ухо.

Упражнения для развития навыка скорочтения

Скорочтение состоит из ряда занятий и упражнений, направленных на различные сферы, от расширения угла зрения до улучшения памяти, способность концентрировать внимание на одном предмете, в данном случае – чтении книги

Метод зеленой точки

Набюдение за точкой происходит аутогенно. Для этого упражнения нужен особый настрой

Оно развивает внимание, силу воли. Упражнение происходит таким образом:

  • На листе бумаги, в центре, рисуется небольшая точка зеленого цвета.
  • Нужно сесть удобно на стул, держа ровно спину.
  • Нужно смотреть строго на точку и сосредоточиться только на ней.
  • Расстояние от глаз до листа бумаги не должно быть больше 30 см.

Во время занятия нельзя думать о посторонних вещах, а полностью сосредоточиться только на точке. Проводится это упражнение в течении 3 месяцев по 10 минут каждый день.

Тренируем тарабарщину

Упражнение заключается в тарабарском чтении, то есть наоборот – справа налево

Так развивается образное мышление, внимание. На начальных фазах, хорошо подойдут палиндромы, (нажал кабан на баклажан), после этого можно переходить на обычный текст

Читаем вверх ногами

Книга читается в перевернутом виде. Это упражнение повышает скорость чтения. Вначале нужно прочитать один или несколько абзацев в таком виде, постепенно читается вся страница текста.

После того как прочитали страницу наоборот, следует перевернуть в нормальный вид и прочитать заново.

Метод тик так

При чтении взгляд падает на начало строки и ее конец, остальное содержимое строки додумывается самим читающим, а после сравнивается с исходников.

Читаем по диагонали

Читающий должен взглядом идти по диагонали текста. Двигать глаза в разные стороны строго запрещается. Глаз будет видеть только некоторые слова, но постепенно объём увиденного будет расширяться. Это метод помогает выделять из текста основные фразы и смысловое значение и пропускать ненужную информацию. Читать следует с левого верзнего угла и переходит в правый нижний.

Со временем, можно поняться смысл написанного, просто окинув текст глазами. Нужно отмечать сдвиги и успехи в учебе. Для наглядности, над рабочем столом школьника можно повесить календарь или таблицу, в которой будут отмечена такие «знаменательные даты». Это повышает мотивацию, давая стимул для дальнейших занятий.

1664 урока с аудиозаписями и упражнениями

breakingnewsenglish.comНа данный момент на сайте представлено 1664 урока на основе новостей и это число постоянно увеличивается. Вы можете выбрать новость, помеченную «easier» или «harder» — в зависимости от вашего уровня. Каждый адаптированный текст сопровождается аудиозаписью и упражнениями. Можно скачать 2-страничный мини-урок или 26-страничную подборку разнообразных заданий. Все задания построены так, чтобы студент постоянно обращался к исходному тексту. В результате этой работы вы автоматически усвоите готовые лексические и грамматические структуры. Кроме того, автор дает ссылки на источники новостей — для более опытных читателей.

Программы для развития скорочтения

Если Вы начали осваивать навык скорочтения, то наверняка уже используете приложения, которые разработаны специально для этих целей.

Spritz. Тонну времени и усилий мы тратим на движения глаз, чтобы перемещать взгляд со строчки на строчку. Приложение позволяет читать текст, удерживая взгляд на одной точке. Поочередно на экране появляются слова, сменяя друг друга с большой скоростью, которые складываются в текст. Как только Вы привыкнете к новому способу восприятия, ваша скорость чтения увеличится в 3-4 раза.

Psygames. Этот полезный сервис содержит в себе многие тренажеры, который описаны в этой статье: таблица Шульте, упражнения на развитие внимания, улучшение реакции и цветовосприятия.

Flash—тренинги, разработанные Сергеем Михайловым. Сюда включено огромное количество различных тренингов по скорочтению. Вы можете подобрать методику, которая больше всего подходит именно Вам. А также здесь есть такие полезные дополнения, как метроном для ускорения чтения.

Проблемы

Тренировка быстрочтения сопряжена с некоторыми сложностями

У неподготовленных детей слабо развито периферийное зрение, артикуляция, есть дефекты психических навыков (внимание, память)

Узкое поле зрения. Для освоения техники быстрого чтения необходимо иметь широкий охват зрения. Глаза не должны фокусироваться на одном слове. Задача педагога по скорочтению научить школьника воспринимать текст целиком, то есть взгляд должен останавливаться не на отдельных словах, а на пробелах между ними, захватывая сразу фразу или предложение.
Регрессия глаз. Это главный враг скорочтения. Школьник возвращается к уже прочитанному тексту, теряя время. Регрессия глаз происходит машинально. Процесс возможно контролировать, используя тренировочные упражнения.
Подавление артикуляции. Читая в обычном темпе, дети стараются проговаривать слова четко и громко. Это помогает усваивать художественную литературу. Например, стихи воспринимать точно и чувствовать настроение автора без пауз, логических ударений невозможно. Но для динамического чтения дикция не нужна

Проговаривание снижает скорость восприятия текста.
Неразвитое внимание. Высокий темп чтения требует повышенного внимания

Это необходимо для моментального выделения главного и второстепенного, глубокого понимания новой информации.

Для устранения дефектов и отработки навыков быстрого чтения нужно не только постоянно тренироваться, но и корректировать широту поля зрения, отказаться от внутреннего проговаривания слов, контролировать регрессию, развивать внимание и память. В этом помогут следующие упражнения, которые включают в систему занятий, уделяя им по несколько минут на каждом уроке

Книги по скорочтению для детей

Если вы не знаете, как научить ребенка быстро читать, но хотите сделать это самостоятельно, обратите внимание на следующие авторские материалы:

  1. Абдулова Г. Скорочтение для детей. Как читать быстрее, запоминать и понимать больше.

Самоучитель представляет собой сборник увлекательных заданий для увеличения темпа чтения, развития памяти, внимания. Упражнения сопровождаются подробной инструкцией.

Последние страницы книги представляют собой дневник успехов. В него заносятся данные школьника, итоги проверок техники. Это мотивирует, делает образование эффективным.

  1. Ахмадуллин Ш. Скорочтение для детей. Книга-тренинг для родителей.

Пособие представляет собой сборник упражнений для развития темпа чтения у детей от 6 до 17 лет. В книгу включен теоретический блок. Здесь можно найти ответы на вопросы: почему ребенок плохо читает, например в 3 классе, как привить любовь к художественным произведениям и так далее.

Автор методики советует заниматься ежедневно по 1 часу. В этом случае видимый результат появится через 10 дней.

  1. Ахмадуллин Ш. Обучение детей скорочтению.

Это комплект пособий для учителей и родителей. В него входят рабочие тетради, дневники успехов, программы работы, карточки. Материал позволяет проводить занятия по скорочтению, развитию памяти и внимания. По отзывам родителей, за 10 дней работы по этой программе скорость чтения у детей увеличивается в полтора – два раза.

4. Пчелинцева Ю. Методика “Словолодочки”

Данное пособие предназначено для обучения детей до 8 лет чтению.

Благодаря небольшим усилиям со стороны родителей и помощи тренажёров, дети научатся читать быстро за пару месяцев. Помните, что занятия по скорочтению окажут положительное влияние на интеллект, успеваемость ребенка, успех в жизни.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Можно ли развить навык скорочтения у детей?

Да, причём развивать скорочтение эффективнее с малых лет. Автор бестселлеров по скорочтению, руководитель школы «СуперМозг» и эксперт одного из курсов «Фонда знаний Андрея Скоча» «Учиться легко» Гузель Абдулова советует начинать с расширения кругозора у ребёнка. Он может воспринимать и читать сразу несколько слов одновременно, так как процесс чтения основан на образах. То есть, нужно выработать у малыша ассоциативное мышление — этот приём является одним из самых главных при обучении скорочтению. Так, когда ребёнок увидит фразу «Миша пьёт сок», в его голове появится образ мальчика. Малыш представит, как мальчик что-то пьёт, а именно — пьёт сок. Со временем все эти слова будут восприниматься одновременно, а в мыслях будет возникать полноценный образ на основе прочитанного.

Ещё одно важное упражнение — выделить главную мысль текста. Читая текст, необходимо научится правильно его понимать и уметь пересказать его смысл

Выделите вместе с ребёнком опорные точки, влияющие на развитие сюжета, и ключевые моменты, на которых можно построить пересказ. Часто текст может вызвать некие ассоциации, они запоминаются быстрее всего. Даже спустя долгое время ассоциативные связи помогут восстановить, казалось бы, уже забытую информацию. Но не стоит уделять им слишком много внимания.

Чтобы ребёнок смог быстрее выучить стихотворение, можно воспользоваться пиктограммами. Дайте ребёнку нарисовать знаки, которые отображают важнейшие узнаваемые черты предметов или явлений, о которых говорится в стихотворении, опираясь на них, он сможет рассказать стихотворение и хорошо его запомнит. Пиктограммы можно использовать и для запоминания других видов текстов.

Упражнения для обучения

 
Упражнения будут полезны и для взрослых людей

Несложные тренировки развивают умение концентрировать внимание и способность быстро находить основной смысл текста. Методика позволяет не только быстро читать, но и запоминать длинные стихотворения или сложные параграфы из учебника.
 

 

Быстрое чтение. Концентрация

Семинар Ирины Ландо, доктора наук в сфере управления, посвящён способам преодоления психологических барьеров и концентрации внимания во время чтения. Автор считает чтение постоянно развиваемым навыком. Если младшие школьники читают по слогам, то взрослые должны иметь расширенный угол зрения, позволяющий фиксировать целые слова и предложения. 
 
Ирина Ландо не признаёт «медленное и вдумчивое чтение». По мнению лектора, оно лишь усложняет процесс получения новой информации и делает его нудным.
 
Автор даёт практические советы по быстрому мысленному разделению текста на ключевые слова и «воду», созданию схем книги. Способ подходит для чтения стимулирующей литературы, в которой легко выделить основные мысли.

Урок по таблицам Шульта

Александр Митин предлагает простые и эффективные упражнения с таблицами Шульте, которые улучшают периферийное зрение и развивает площадное чтение. Преподаватель даёт рекомендации по правильному применению методов на практике.

Видеоинструкция

Инструкция по работе с таблицами Шульте в видео упражнении для новичков, чтобы самостоятельно заниматься в домашних условиях.
 
 

Тренировка работы с таблицами 

Онлайн тренировки минимизируют возможность повторения ошибок. Развитое периферийное зрение позволяет читать книги в несколько раз быстрее.

Советы как научиться читать быстро

Автор ролика даёт советы по улучшению памяти, предлагает несколько мобильных приложений, включающих упражнения по развитию периферийного зрения и концентрации. Часть видео посвящена обзору книги, состоящей из большого количества упражнений.
 

Новый взгляд на книгу

Название ролика может ввести в заблуждение. 15 минут – нереальный срок для прочитывания книги целиком. Автор предлагает потратить четверть часа лишь на предварительное изучение издания и его основного содержания.

Срока достаточно для получения основной информации о произведении и формулировании вывода о необходимости приступать к его чтению. Ролик формирует умение «фильтровать» книги. Чтение ненужной литературы прекращается, а усвоение полезной информации из книги значительно упрощается.
 
 

Главное от Питера Кампа

 

Шестиминутный мультипликационный ролик включает тезисы, разработанные Питером Кампом. Эксперт советует перед чтением поставить временные ограничения, внимательно изучить содержание и обложку, понять структуру книги. Предлагает избавляться от внутреннего проговаривания: излишняя артикуляция замедляет скорость чтения до скорости обычной речи. Камп призывает учиться сосредоточению и не отвлекаться во время чтения на посторонние мысли.

Один из важных советов — необходимость развития периферийного зрения, позволяющего «захватывать» глазами целые слова, предложения и даже абзацы. Для тренировки навыка предлагает использовать таблицу Шульте – простой, но действенный тренажёр. 
 

Важные правила чтения книг

 

В коротком ролике блогер чётко сформулировал основные правила скорочтения. Именно их соблюдала Анна Джонс, когда ей нужно было написать срочную рецензию на новую книгу о Гарри Поттере. Британка прочитала роман за 47 минут и показала феноменальную скорость – 4251 слово в минуту. Достаточно было сосредоточиться на чтении, правильно держать книгу и использовать метод «указка».
 
Автор ролика даёт и другие практические советы: использование цветных стикеров позволяет фиксировать основные моменты и создавать закладки, чтение сидя позволяет лучше сосредотачиваться.

Личный опыт

Автор ролика делится собственным опытом. Он не приемлет пропуск слов и вычленение главных мыслей. Данные способы подходят только для книг, посвящённых бизнесу и личностному росту. Научная и художественная литература предполагает более вдумчивое чтение. Блогер предлагает сделать упор на расширение поля зрения без пренебрежения второстепенными моментами.

Для развития внимания, памяти и периферийного зрения автор предлагает скачать приложение «Скорочтение», практиковать его по 2-3 часа в день и постоянно поддерживать тренировки.
 

Вспомогательные средства

Теперь давайте разберем несколько вспомогательных инструментов для развития навыка скорочтения. Они все созданы для того, чтобы развивать ваше периферийное зрение.

Периферийное – то есть ваши глаза фокусируются на чем-то одном и вы «боковым взглядом» схватываете дополнительную информацию.

Таблицы Шульте

Чаще всего на этих таблицах вперемешку расположены цифры. И вам надо максимально быстро найти все цифры от наименьшей до наибольшей. Взгляд при этом должен находиться в одной точке – примерно в середине таблицы.

Вот пример простой таблицы. Остановите взгляд на какой-то одной ее части, например на цифре 9. И периферийным взглядом «увидьте» все остальные цифры от 1 до 9.

Вот еще одна такая же. Теперь взгляд надо остановить уже на цифре 8, она даже специально отмечена.

А вот уже более сложный вариант. Справитесь?

Клиновидные таблицы

Эти таблички тоже тренируют периферийное зрение, но немного иначе. Они постепенно увеличивают расстояние между двумя цифрами. И вам надо суметь увидеть цифру периферийным зрением, не меняя фокуса.

Вот пример такой таблицы. Фокусируйтесь только на центральном столбце, а периферийным зрением старайтесь увидеть цифры сначала с левого бока, потом – с правого.

Вот клиновидная таблица с буквами. Прочитайте каждое слово, фокусируясь только на первой его части.

Лабиринты

Мне лично лабиринты нравятся намного больше, они очень увлекательные. Суть в следующем – вы ищете выход из лабиринта одними глазами, без карандаша в руках. Вам надо это сделать быстро, не тратя время на «прорисовывание».

А ну-ка… Одними глазами! Спасите белочку от голода.

Допустим, белку спасли. А спасете ли вы мышь? Никаких карандашей, только глаза.

Вот здесь вы заплутаете точно.

Если будете часто бегать по таким лабиринтам без карандашей – очень хорошо натренируете периферийное зрение.

Методика скорочтения

Как научиться не думать и не проговаривать. Этой методики можно
научиться максимум за 1-2 дня. Если этого не произошло, значит, методика не для
Вас. Смотрите на часы (секундная стрелка или цифры), постарайтесь в этот момент
ни о чем не думать, убирайте любые мысли в пределах 5 минут.

  1. На стандартном листе напечатайте любой текст.. Эта фраза повторяется на
    всем листе. В центре ставите зеленую точку (желательно фломастером). Смотрите
    только на точку, старайтесь принять только ту мысль, что напечатана. Через некоторое
    время на короткий промежуток Вы сможете увидеть ВЕСЬ ТЕКСТ. Вы на верном пути.
    При этом развивается и периферическое зрение.
  2. Медитация. Описывать лень. В Интернете найдете.
  3. Мне лично помог следующий прием. На вдохе представьте себе, что Ваша голова
    расширяется. В этот вомент Вы почувствуете, что мыслей-то никаких и нет. ЗАПОМНИТЕ
    это чувство. Старайтесь не задерживать дыхание — оно должно быть ровным и спокойным.
    Как только появилась мысль, снова на вдохе делаете тоже самое. Я думаю, за день
    Вы этому научитесь. Главное, что это упражнение можно выполнять практически
    везде.

Как только Вы это почувствовали, запомните это состояние и в
следующий раз при чтении вспомните его.

После того как у ВАС это получится (обязательно), хотя бы на
30 секунд берете любую книгу и говорите себе (после того как убрали мысли), что
Вы хотите от нее получить и собственно начинаете не читать, а просматривать слова
. Вы автоматически включаете канал эмоций (грубо говоря, срабатывает связь «мысли-медленно»
или «медленно-мысли»).

Чтобы собрать информацию, обрабатывать сразу ее сразу необязательно.
Просмотрев кусок текста до первой мысли, заметьте, сколько прочитали. В следующий
раз это время будет больше. Постарайтесь вспомнить, о чем шла речь. Если не помните,
ничего страшного. Это придет очень быстро. Мозг в подсознании работает намного быстрее.
Вам нужно только привыкнуть к этому. Научить не только принимать, но и отдавать
информацию Вашему сознанию. В таком состоянии без тренировки мозг быстро устает.

Как освоить скорочтение в домашних условиях

Сейчас есть большое количество специализированных курсов, которые обучают этому навыку. Длительность программы может составлять 2-6 месяцев. Можно найти бесплатные курсы и в интернете, для этого есть специализированные сайты, на которых подробно выложены программы обучения.

Можно ли научиться скорочтению дома – вопрос очень сложный и во многом зависит от ребенка и его способностей. Учиться в реальных условиях для школьника будет проще, так как у детей в этом возрасте развить соревновательный признак. Многим детям заниматься легче под присмотром педагога, который может подсказать, направить и помочь в этом.

Почему мы читаем медленно

Всем, кто задаётся вопросом, как развить скорочтение, будет полезно узнать, что же мешает нам читать быстро.

1. Чтение без разбора

Читая, мы обращаем внимание на всё подряд. Для знакомства с главной мыслью мы тратим столько же времени, как на чтение лирических отступлений, не несущих никакой смысловой нагрузки и не содержащих полезную информацию. Как уже говорилось, для экономии времени техника скорочтения подразумевает определение главной мысли и игнорирование «воды» в тексте

Как уже говорилось, для экономии времени техника скорочтения подразумевает определение главной мысли и игнорирование «воды» в тексте.

2. Повторение прочитанного. У каждого из нас существует вредная привычка из детства – возвращаться взглядом к уже только что прочитанному предложению. Когда у ребёнка происходит формирование словарного запаса, такие повторения полезны. Но во взрослом возрасте мы делаем это просто по привычке.

3. Чтение про себя. Читая вслух, мы можем делать это быстрее или медленнее в зависимости от темпа чтения и дикции. Когда мы читаем про себя, наш мозг как бы ведёт монолог, «проговаривая» информацию, с которой мы знакомимся. Скорость восприятия текста не может быть выше, чем скорость этого внутреннего монолога. Поэтому, если вы решили освоить метод скорочтения, первым делом нужно «заглушить внутреннего диктора» и научиться воспринимать информацию, не проговаривая её про себя.

4. Поле зрения. Значительно тормозить процесс чтения может узкое поле зрения. Если человек имеет хорошо развитое боковое зрение, он использует его при восприятии текста, что отображается на скорости чтения. Для тех, кто желает освоить скорочтение самостоятельно, упражнения для расширения поля зрения являются обязательными.

5

Рассеянное внимание. Невнимательность может стать проблемой при любой скорости. Неумение концентрироваться на процессе чтения – это основная причина того, что информация не запоминается, в каком бы темпе вы ни читали

Методика скорочтения подразумевает параллельное развитие умения абстрагироваться от внешних раздражителей и сосредотачиваться на тексте

Неумение концентрироваться на процессе чтения – это основная причина того, что информация не запоминается, в каком бы темпе вы ни читали. Методика скорочтения подразумевает параллельное развитие умения абстрагироваться от внешних раздражителей и сосредотачиваться на тексте.

Что тормозит чтение

Попытки научить своего ребенка быстро читать, могут столкнуться с рядом трудностей. Основными из них являются:

  • Артикуляция. Проговаривание прочитанное про себя. Это явление применимо и к большинству взрослых людей. Они поступают таким же образом. Этот эффект — привычка, от которой сложно избавиться.
  • Глаз не имеет достаточный угол обзора. Человек видит только ту область, куда падает его глаз и небольшую область вокруг.
  • Регрессия. Это популярный недостаток, влияющий на скорость чтения.

Все методики скорочтения, снижаю влияние этих факторов, ведет к увеличению скорости чтения.

Ограниченное поле зрения

Широкий угол зрения сокращает поиск нужной фрагмента в тексте. Назывется этот угол полем зрения, которое можно расширить специальными упражнениями – таблицы Шульте

Работы сними способна развить параллельное внимание – символы, которые находятся в поле зрения, понимаются читающим одновременно, а пересчитываются при этом последовательно

Главное при этом смотреть в центр таблицы, а видеть цифры, расположенные по ее краям. При регулярных занятиях, увеличивается скорость чтения, за счет развития периферийного зрения, то есть человек видит больше текста. Маленький угол дает возможность видеть только один фрагмент страницы текста.

Для детей старше 8 лет

Улучшать темп чтения продолжайте во втором классе. Дети в восемь лет самостоятельные и быстрые. Они переросли задания для первоклассников, поэтому предложите им другие интересные упражнения и игры:

Ищем слово, строчку

Смысл игры: школьник (2 класс) находит все слова в тексте, начинающиеся на одну букву. Поиск целой фразы — усложненный вариант задания.

Упражнение приучает к внимательности, развивает левое полушарие мозга — языковое.

Вставляем буквы

Второкласснику предлагается текст с пропущенными буквами. Чтобы прочитать его и понять, нужно домыслить окончания, приставки. Это ускоряет темп восприятия текста в будущем, помогает объединить буквы в целые слова.

Исправляем ошибку

Педагог читает текст, дети следят. Учитель намеренно делает ошибку в окончании слова, корне и т.д. Задача воспитанника 2 класса — исправить неточность.

Читаем на скорость

Второклассник самостоятельно проводит замеры по технике чтения, засекая минуту, ведет дневник успехов. В норме ко второму классу дети читают не менее 70 слов, в третьем – 100 слов, в четвертом – 120.

Играем в «Спрятанные слова»

Игра похожа на чтение анаграмм. Дети находят слова (большие и малые) в поле с буквами. Выглядит это так:

Слова можно подбирать на одну тему или произвольно. Ученикам начальных классов лучше предоставлять список слов, которые нужно найти, оставляя задачу – вычленить их на поле.

И еще один вариант, который вы можете распечатать и использовать со своим ребенком.

Читаем и считаем

Второклассник читает текст и считает заданные звуки. Например, в следующем стихотворении выяснить количество звуков «о».

Развивается навык многозадачности, концентрация внимания.

Упражнения на концентрацию внимания

Тренировка на внимание – обязательный элемент скорочтения. Не стоит проводить такие занятия во время ответственных занятий

Не стоит также совмещать их с другими упражнениями. В центре внимания этого комплекса стоит «луч внимания». Он должен быть направлен на что-то одно, а не рассеиваться. Чтобы этого добиться, и созданы упражнения.

Упражнение «Линия»

На лист бумага медленным беспрерывным движением руки наносится рисунок. Это может что угодно, например цветок лилии. Ребенок концентрируется на этом занятии. Как только ребенок задумается о чем-либо или отвлечется, линия прервется. После того, как рисунок готов, взрослые считает сколько раз ребенок отвлекся от занятия.

Дальтоник

При чтении нужно называть цвета, а не читать их названия. С первого раза получается не у всех, но с тренировками, ребенок сможет назвать все цвета, не допустив ошибок.

Красный. Зеленый. Синий. Желтый. Фиолетовый. Оранжевый. Коричневый. Синий.

Красный. Черный. Зеленый. Голубой. Желтый. Коричневый. Черный. Зеленый. Синий.

Фиолетовый. Голубой. Желтый. Черный. Красный. Оранжевый. Коричневый.​

 Концентрация на пальцах

Ученик садится на стул, держит шею прямо, голова поднята. Указательными пальцами обеих рук совершают вращательные движения. Пальцы не должны соприкасаться друг с другом, амплитуда максимально медленная.

Стрелка часов

Внимание конецентриется на кончике минутной стрелки и в течении 3 минут глазами считается сколько раз двинулась эта стрелка

Регресс при чтении

Как показали многочисленные исследования, быстрые читатели, которые смотрят на большую часть текста, лучше улавливают его содержание и способны понимать более широкий контекст предоставленной информации. Бывает, что в тексте появляются длинные слова, ранее не встречавшиеся или непонятные.

Основной рефлекс читателя — регресс. Это возврат к ранее прочитанному слову или даже к фрагменту предложения, которое вызывает сомнения. В упражнении на скорочтение фактор регрессии или возврат исключается . Отсутствие прямых и обратных взглядов значительно улучшает скорость и эффективность чтения, а мозг учится предвидеть, т.е. угадывать значение непонятного слова.

Зеленая точка

Скорочтение — это не совсем чтение. Уместно это назвать анализом текста. Вы не вчитываетесь в каждое слово, а пробегаете глазами по строчкам, фиксируя главные мысли.

Чтобы делать это быстро, нужно активно использовать боковое зрение. Не страшно, если у Вас оно ограничено. Поле зрения можно расширить с помощью такого упражнения, как “Метод зеленой точки”.

Это упражнение поможет не только натренировать периферическое зрение, но и развить концентрацию внимания. Его суть в следующем:

Возьмите любой текст, выровняйте его по ширине и отрегулируйте его длину так, чтобы визуально он представлял собой квадрат. В самом центре нарисуйте зеленую точку размером чуть меньше межстрочного интервала

Сконцентрируйте внимание на зеленой точке в течение 10 минут. Постепенно боковым зрением начните разглядывать текст

Не нужно его читать, Вы просто должны отчетливо видеть слова. Выполняйте упражнение перед сном, после чего еще некоторое время представляйте зеленую точку перед глазами.

Со временем на это занятие у Вас будет уходить меньше времени, и видимая Вами область вокруг точки будет расширяться.

Виды скорочтения

Скорочтение делится на несколько видов в зависимости от того, насколько хорошо вам знакома структура текста. И от ваших целей, разумеется.

Аналитическое

Аналитическое скорочтение используется тогда, когда перед вами совершенно незнакомый текст и вам надо все в нем понять. Оно не намного быстрее обычного чтения, потому что вам надо «вдумываться» во все то, о чем вы читаете.

«Аналитическое» – от слова «анализировать». То есть вы читаете и обязательно анализируете прочитанное.

Ознакомительное

В целях ознакомления с текстом читать его можно уже намного быстрее. Достаточно даже просто пробежаться по первым предложениям абзацев. Ваша цель – понять, о чем в целом текст, какая информация в нем присутствует.

Поисковое

Самый быстрый тип чтения. Он используется тогда, когда вам надо найти в тексте отдельное слово или ответ на конкретный вопрос. Например, вы читаете биографию Ломоносова и ищете там информацию о том, в какую страну он был отправлен учиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector