Как развить мышление: подробное руководство + обзор полезных инструментов

Работы и их содержание: любопытные аспекты

Рассматривая в качестве средства мышления язык, Выготский потратил немало времени, наблюдая за обезьянами. В рамках экспериментов удалось выявить тот факт, что генетический уровень происхождения рассматриваемых явлений отличается, и процессы развития протекали независимо один от другого. Выготский установил, что в периоды развития истории соотношение мыслительного процесса и речи менялось, некоторого постоянного, стабильного значения не существует. Также он заметил, что обезьяны, сходные с человеком, проявляют интеллектуальные реакции лишь применительно к орудиям, но не показывают связи между общением и размышлениями. Удалось выявить фазы, предшествующие формированию интеллекта у животных и способности общаться вслух.

На основании наблюдений были сформулированы выводы, посвященные двум вариантам проявления речи в человеческом социуме. Первый, определенный Выготским, – общение. Способ предполагает озвучивание того, что человек думает, с участием во взаимодействии нескольких персон, передающих друг другу некоторые сведения. Второй тип речевого проявления – это объединение того, кто слушает, с тем, кто произносит. При этом словесная мысленная форма превращается в средство мышления. Такое разделение позволяет выделить внешний, внутренний речевые форматы. В первом случае мысль отражается лексическими оборотами и подчиняется структурам языка, во втором случае речь идет о придании некоего смысла конкретной мысли. Выготский, формулируя такие заключения, считает внешний речевой формат начинающимся от использования слова с постепенным применением все более развернутых и сложных структур. Внутренний прогрессирует от целого к некоторому аспекту, от мысли – к конкретному слову.

Оптимальные специальности для «гуманитария»

Люди с гуманитарным умственным складом ума или синтетическим, но с преимуществом гуманитария, часто работают в следующих сферах деятельности:

  • Журналистика. Здесь они могут занимать различные должности, от корреспондента до главного редактора.
  • Ораторское искусство. Они связаны с разными работами, где требуется выступать перед публикой или аудиторией. Это конферансье, артисты, лекторы, телеведущие и т. д.
  • Политика. Она связана со многими областями: это и ораторское ремесло, и психология, и экономика и т. д.
  • Социальная сфера. Это работники социальных организаций, служб занятости, центров психологической реабилитации и т. п.
  • Педагогика. Это и преподаватели в учреждениях разного уровня (школы, университеты, училища и т. д.), и воспитатели, и работники специальных психологических центров.
  • Художественная сфера. Здесь значатся художники, работающие в разных стилях, и дизайнеры, и скульпторы и т. д.
  • Литература. В эту область могут входить все работники литературных профессий: поэты, писатели, издатели, обозреватели, критики.
  • Филология. Сфера, близка к п. 7. Здесь: лингвисты, переводчики, педагоги языков, языковеды и т. д.
  • Культура. Здесь пересекаются многие пункты (исключение – п. 3). Также сюда можно причислить культурологов.
  • История. Это и разные историки, экскурсоводы, гиды.
  • Религия: священнослужители, религиоведы, преподаватели религиозных дисциплин.

Еще гуманитарии нередко становятся хорошими юристами, историками,

Навыки мышления, анализа и интеллект

Данные элементы расположены скорее рядом с рассмотренными уровнями. Они скрепляют и усиливают их, но одновременно позволяют влиять на реакции и установки. Интеллектуальный человек способен сформировать гораздо большее число вариантов реакций на ситуацию. А привитые навыки мышления и анализа позволяют изменять ход этих реакций. Например, если человек способен анализировать ситуацию, то даже если ему очень захочется ударить наступившего ему на ногу, он вполне будет способен проанализировать дальнейший ход событий и сдержаться. Фактически навыки мышления позволяют подключить гораздо большее количество составляющих второго уровня, либо снизить влияние любого из них.

Кроме указанных, можно выделить еще более глубокий уровень врожденных характеристик и особенностей мышления. Но он становится актуальным только при правильной проработке всех остальных элементов.

На основании вышеприведенной информации можно сформулировать, что же такое образ мышления. Это будет некий набор мыслительных реакций на окружающие обстоятельства. Соответственно, что бы изменить свое мышление необходимо сформировать новые варианты реакций, путем изменения желаний, снятия или расширения ограничений и нейтрализации страхов. Проводниками изменений должны быть новые навыки, самоанализ и простое развитие интеллекта.

Еще:

Как формируются наши токсичные ценности, или здравствуй, «Франкенштейн»!

«Красивый муж — не твой муж» или еще раз про установки

Пять ошибок мышления

Если денег нет, это навсегда? Или почему я очень-очень небогат?

Классификация

Мыслительный процесс классифицируется зависимо от разных факторов. Они появлялись на протяжении развития психологической науки под влиянием различных отраслей, учений, теорий.

Виды

Мышление можно разделить на две больших группы: теоретическое и практическое. К первым относится абстрактное мышление, которые часто называют словесно-логическим. Оно строится на суждениях, понятиях. Субъект сравнивает предметы, ситуации, явления, анализирует их, основываясь не только на собственном суждении, но и на мнении окружающих. Это возможно только в том случае, если человек в идеале владеет речью, имеет обширный запас знаний, навыков, умений.

Практические виды мышления в психологии:

  1. Образное. Строится на восприятии, представлениях. Такие мыслительные процессы свойственны архитекторам, художникам, парфюмерам, модельерам, поэтам. Они начинают проявляться уже в школьном возрасте. Некоторые образные мыслительные процессы наблюдаются в поведении высших животных.
  2. Наглядно-действенное. Проявляется во внешних действиях. Такие мыслительные процессы строятся на преобразовании сложившейся ситуации для решения насущных проблем.

Теории

Существует несколько теорий мыслительных процессов, которые имеют как сильные, так и слабые стороны:

  1. Ассоцианистская — строится на одноименной философской теории. Ее цель в том, чтобы сделать ум проще, сократив его до совокупности элементарных идей, ощущений. Чтобы связать между собой идеи, события, используются ассоциации. Главный недостаток этой теории в том, что с ее помощью невозможно решить проблематику творческого мышления. Из-за этого творческое начало считалось врожденным, а не приобретенным.
  2. Бихевиористская. Последователи этой теории утверждают, что мышление — одна из форм приспособления к новым условиям. Бихевиористы подвергались критике исследователей других направлений психологической науки, поскольку учитывали только наблюдаемое поведение, отвергая то, что скрыто от глаз.
  3. Теория гештальта. Последователи этой теории критиковали понятие, по которому утверждалось что разум — пассивная совокупность примитивных идей, которые объединяют ассоциациями. Они изучали проблемы психологии мысли, описывая их со стороны восприятия. Проведя несколько практических экспериментов, последователи этой теории предоставили явные различия между непродуктивным и продуктивным мыслительным процессом.
  4. Периферическая теория. Ее последователи занимались изучением периферической нервной системы. Согласно теории, человеческий мозг — одна из составляющих частей процесса мышления. При восприятии новой информации задействуется психика, тело, мозг.
  5. Психоаналитическая теория. Известнейшее учение Зигмунда Фрейда затронуло изучение мышления. Ученый утверждал, что после рождения, проявляются нарциссические мыслительные процессы, которые постепенно превращаются в объективные.

Также можно выделить когнитивную теорию развития, которая была основана Жаном Пиаже. Ученый утверждал, что проявление мышления зависит от биологических процессов адаптации.

Формы

Существует несколько форм мышления:

  1. Суждение — форма, с помощью которой описывается взаимосвязь между явлениями, предметами. Помимо этого, может происходит отрицание.
  2. Умозаключение — форма, позволяющая делать различные выводы, которые строятся на ряде суждений. Умозаключения бывают дедуктивными, индуктивными.
  3. Понятие — еще одна форма мышления, с помощью которой отражаются существенные отношения, связи, свойства явлений, предметов.

При этом умозаключение относится к высшей форме проявления мыслительных процессов.

Уровни

Разделение мыслительных процессов на отдельные уровни обязано одному из основоположников когнитивной психологии — Аарону Беку. Уровни:

  1. Произвольные мысли — считаются поверхностными, контролируемыми, осознаваемыми.
  2. Автоматические — к ним относятся стереотипы, которые навязываются человеку в процессе воспитания.
  3. Когнитивные убеждения, базовые схемы. Это глубинные мыслительные процессы. Они возникают в области бессознательного, из-за чего сложнее всего изменяются под влиянием внешних факторов.

Характеристика видов мышления

Основными видами являются:

  • наглядно-образное. Пример: мы смотрим на парковочное место и пытаемся наглядно представить, уместится ли туда наша машина;
  • наглядно-действенное. У маленьких детей является основным видом мышления. Чтобы понять, им нужно предмет потрогать. У взрослых людей этот вид мышления задействован, например, когда мы начинаем вертеть что-то в руках, пытаясь разобраться, как это работает;
  • словесно-логическое (или абстрактное). Например, решение логических задач. Когда нам нужно представить ситуацию, даже если мы её на своём опыте не пережили.

Встречаются и другие классификации видов мышления:

Творческое и репродуктивное (или критическое) мышление

Творческое — характеризуется мыслительной деятельностью без шаблонных знаний, которые обычно сдерживают нашу креативность. Пример: создание нами уникальных задумок, идей.

А репродуктивное — это мышление-анализ. Мы обдумываем, анализируем и критикуем уже имеющиеся знания.

Интуитивное и аналитическое мышление

Интуитивное — строится на нашей интуиции, шестом чувстве. В этом случае мы практически и не мыслим, а, скорее, ощущаем интуитивно, неосознанно.

Например, когда мы заблудились и выбираем, пойти налево или направо, исходя из нашей интуиции.

Аналитическое мышление же, наоборот, предполагает структурированный анализ всего мыслительного процесса.

Например: человек столкнулся с проблемой низких продаж. Он начинает размышлять: выявляет причину, смотрит данные за предыдущие месяцы или годы, анализирует причины спада продаж.

Про таких людей говорят, что у них аналитический склад ума.

Теоретическое и практическое мышление

В основе теоретического мышления лежат наши знания. Мы строим догадки, делаем умозаключения, выдвигаем версии или теории.

Практическое мышление всегда предполагает применение полученных результатов мышления на практике.

Сравните: чтобы построить дом, в теории нужно вырыть котлован, заложить фундамент, а затем ставить столбы и возводить стены.

Практическое мышление будет комбинироваться с действиями: поехать на участок, оценить качество земли. Если на участке будут камни — поразмыслить, как их можно использовать в строительстве.

Реалистическое и аутистическое мышление

Реалистическое мышление связано с действительностью, реальной жизнью. В то время как аутистическое предполагает побег внутрь себя и концентрацию на внутренний мир и эмоции.

Произвольное и непроизвольное мышление

Произвольное мышление активируется, когда мы поставили перед собой задачу решить какую-то проблему.

Результаты непроизвольного мышления рождаются в процессе другой деятельности.

Например, когда мы занимаемся спортом и в нашу голову приходит решение. Или когда мы занимаемся творческой деятельностью (рисуем, вышиваем) и вдруг находим ответы для задач.

Открытия последних исследований

Исследования последнего десятилетия под руководством лингвиста Стивена Пинкера доказывают, что зависимость мышления от языка не является обоснованной. В своей книге «Язык как инстинкт» Пинкер рассматривает аргументы ученых в пользу как языка, так и мышления, и объясняет, почему именно мышление – более сложный феномен.

Используя рассуждения изобретателя Алана Тьюринга, Стивен Пинкер переносит его терминологию о «мыслекоде» в когнитивистику и доказывает, что язык менее универсален, чем мышление. На примере английского языка Пинкер показывает, что слова менее обширны, чем их смысл, который чаще можно понять только из контекста. Поэтому, вслед за Тьюрингом, он развивает базовые шаги «образной теории мышления»:

  1. Образ (материальный объект), он хранится в мозгу.
  2. Мнемонический инструмент (возникает при помощи языка).
  3. Процессор (рефлексы).

Стивен Пинкер доказывает, что большая часть информации (образы, абстракции, родственные связи, логические рассуждения) не является выраженной словами – это результат более сложных процессов, которые происходят в мозгу. Он доказывает, что, например, английский язык, как и любой другой, не может передать полностью суть информации, которая хранится в нашей голове (это относится к области психолингвистики). Согласно интерпретации Пинкера, эти образы в нашей голове не обязаны выглядеть так же, как фраза на любом языке. Например, заголовки газет могут быть двусмысленными, поскольку понятий существует больше, чем слов, и поэтому нужно подключать еще и логические операции, чтобы понять, о чем в статье будет идти речь:

  • Stud Tires Out – «Жеребец выбился из сил» или «Шины жеребца оказались снаружи».
  • Drunk Gets Nine Months in Violin Case – «Пьянице дали девять месяцев по делу о скрипке» или «Пьяница сел на девять месяцев в скрипичный футляр».
  • Iraqi Head Seeks Arms – «Глава Ирака в поисках оружия» или «Иракская голова ищет руки».

Поэтому психологи-когнитивисты и нейрофизиологи сейчас пытаются понять, какие именно образы и процессоры для переработки информации имеются в человеческом мозгу.

Стивен Пинкер дает свое объяснение, почему, по мнению многих, язык превалирует над мышлением. Все кроется в когнитивном искажении современного мира – убеждение, что слова определяют образ мышления, не учитывает многих лингвистических и смысловых особенностей значений самих слов, которые часто нужно уточнять. Такая переоценка роли языка вполне объяснима: слова и тексты – вокруг нас, а мысли всегда заперты в голове.

Свои аргументы о возможности мышления без использования языка Стивен Пинкер укрепляет несколькими примерами, когда мышление не зависит от языка:

  • Афазия или глухие дети – люди с такими нарушениями обходятся без языка, но они также приспосабливаются к миру и по-своему различают животных, числа, время, пространство.
  • Обезьяны и другие говорящие животные не способны развить язык, хотя могут повторять некоторые слова и фразы.
  • Многие творческие люди утверждают, что они думают не словами, а мыслеобразами.
  • Ученые-естественники еще настойчивее утверждают, что их мышление пространственное, а не словесное.

Подкрепить аргументы Пинкера можно при помощи аргументов когнитивиста Роджера Шепарда. Его исследования относятся к изучению зрительных и ментальных образов, а также звуковых иллюзий у людей. Его научные заключения касательно человеческого восприятия доказывают, что познание происходит не только при помощи словесного очертания мира, образов и предметов, а требует более сложного ментального воздействия .

Таким образом, за последние годы многие ученые отошли от концепции взаимозависимости языка и мышления, доказывая, что мышление – более сложное явление, которое использует язык как один из источников для получения информации

Более того, уже возникают новые научные вопросы о важности зрительного восприятия, а также оптической иллюзии и психологического воздействия в процессе мышления и обработки информации

Исторический очерк

Впервые вопросы изучения мышления возникли в античные времена. Ученые, философы того времени изучали мыслительные процессы с точки зрения логики, философии. Наиболее выдающимися исследователями античной эпохи, которые внесли большой вклад в изучение были: Алкмеон Кротонский, Пифагор, Гиппократ, Аристотель, Эпикур, Протагор.

Во времена Средневековья значимых открытий не было. Активное изучение началось только с 17 века. При этом мышление считалось врожденной способностью, которое рассматривалось единолично, без влияния психики. Учение, которое значительно повлияло на изучение мыслительных процессов — прагматизм. Появилось оно в конце 19 века. В 20 веке углубленными исследованиями начали заниматься последователи Вюрцбургской школы. Практические эксперименты этой школы были направлены на то, чтобы разделить мышление на отдельные этапы.

Гештальтпсихология занималась изучением продуктивного мышления. Одновременно исследованиями занимались последователи бихевиоризма. Они изучали навыков, умений, которые использовались людьми для решения различных задач.

Аналитический склад

Для того, чтобы узнать, каким складом ума обладаете вы, для начала следует разобраться в том, какой бывает ум вообще. В первую очередь мы разберем самый нашумевший из них — аналитический. В чем его особенности? В первую очередь следует упомянуть и о том, что аналитический склад ума также называют математическим. И не зря… У таких людей складываются весьма хорошие отношения с точными науками. В первую очередь с математикой.

Тем не менее в сферах и науках, где людям приходится иметь дело с воображаемыми элементами (например, в геометрии) люди-аналитики могут быть даже очень плохи… Что касается физиологии, то здесь можно сказать, что у представителей с таким умом хорошо развито левое полушарие мозга, которое отвечает за логическое мышление. В своих решениях они всегда руководствуются только логикой, не прибегая к эмоциям.

Также они могут правильно решить сложную ситуацию, даже если им известно довольно малое количество фактов о ней. Что касается так называемых минусов аналитического склада ума, так это неспособность тех, кто им обладает, быть более романтичными. Они никогда не идут на поводу у своих чувств, что иногда даже превращается в большую проблему.

«Аналитики» не любят спонтанность, так как привыкли все и всегда планировать. В случае, если что-то пошло не по их плану, они теряют свое внутреннее равновесие и даже действительно могут выйти из себя, подробнее об аналитическом складе ума можно прочесть в статье: https://www.syl.ru/article/346380/analiticheskiy-sklad-uma—chto-eto-znachit-osobennosti-i-razvitie.

Мышление о росте: динамический подход к жизни

В отличие от тех, кто считает жизнь статичной и предопределенной, люди с установкой на рост открыты для постоянного развития жизни. Эти люди верят, что интеллект и врожденные способности находятся в состоянии постоянного развития и роста. Они склонны искать возможности вместо того, чтобы убегать от них, чтобы улучшить и развить свою жизнь.

Люди с установкой на рост часто проявляют такие черты характера, как:

  • Способность рассматривать неудачу как возможность учиться
  • Настойчивость и решимость преодолевать неудачи
  • Желание найти вызов, чтобы расти
  • Непредубежденный подход к негативным отзывам и критике
  • Находить вдохновение в чужих достижениях

Когда изменения в жизни переживают люди с установкой на рост, у них появляется врожденная способность видеть возможности перед лицом трудностей. Люди с таким мышлением, как правило, достигают более высоких уровней успеха, чем люди с установкой на данность, просто потому, что они хотят учиться и прилагать дополнительные усилия.

Люди с установкой на рост отказываются признать, что интеллект — это статичная черта. Их основная вера основана на идее, что каждый имеет возможность постоянно учиться и развивать навыки высокого уровня.

Бывают моменты, когда каждый оказывается в ловушке подхода к жизни с установкой на данность. Однако важно понимать, что статичный взгляд на мир только мешает вам полностью раскрыть свой потенциал. Когда мы смотрим на мир непредвзято, небо — предел для достижения наивысшего уровня успеха. Поделиться
Твитнуть

Поделиться

Поделиться
Твитнуть

Поделиться

Таблица типов мышления

Тип мышления Описание
Аналитический Аналитики выстраивают оптимальный путь решения задачи с четким выверенным планом действий
Реалистический Для реалистов основой принятия решений являются факты, то, что можно потрогать, увидеть, почувствовать.
Идеалистический Идеалисты мыслят глобально, целыми категориями на основе интуиции, эмоций, не обращая внимания на детали.
Синтетический Люди с данным типом мышления склонны создавать новое из несхожих вещей, сочетают «несочетаемое»
Прагматический Прагматики решают задачи здесь и сейчас, используя исключительно свой опыт и то, что находится под рукой.

Поскольку каждый человек в зависимости от наследственности, влияния окружения, образования и сферы деятельности всегда индивидуален, то наболее выраженным становится один стиль мышления, благодаря которому, к примеру, вас можно назвать аналитиком или реалистом.

Статичность против роста: два образа мышления

Как считает Дуэк, образ мышления людей делится на 2 основных типа: фиксированный образ мышления и образ мышления роста.

Люди с фиксированным образом мышления:

  • боятся испытаний и стараются их избегать, так как опасаются, что попросту недостаточно умны или талантливы.
  • теряют интерес к поставленной перед собою цели, если путь к ней оказывается слишком тернистым.
  • требуют от окружающих признания своих заслуг и награды за результаты, даже если эти результаты довольно незначительны.
  • теряют мотивацию после единичных неудач, отказов или ошибок.
  • легко сдаются в различных ситуациях.

Люди с образом мышления, нацеленным на рост:

  • не боятся испытаний и лучше всего проявляют себя именно под давлением.
  • считают, что сложные ситуации лишь сильнее их мотивируют.
  • не считают, что однократные ошибки или неудачи определяют то, кто они есть.
  • верят в то, что усердие и настойчивость невероятно важны, потому что одних лишь талантов недостаточно.
  • любят то, чем они занимаются.

К сожалению, образ мышления большинства из нас статичен. Мы верим в то, что наши способности ограничены, что выше головы не прыгнешь, и так далее. И знаете, то, что мы думаем именно так, вовсе не удивительно — ведь в средствах массовой информации мы каждый день видим истории богатых и знаменитых людей, которых представляют нам чуть ли не сверхлюдьми с невероятной работоспособностью, талантами выше неба и кипучей энергией.

Мы все порой попадаем в эту ловушку, убеждая себя в том, что просто не можем стать в чем-то лучше, что уперлись в «потолок» наших способностей. К примеру, когда говорим себе «Не понимаю я эту математику», мы тем самым уже мешаем себе стать лучше в этой области знаний. Фиксированный образ мышления сдерживает наш рост и развитие, что, в свою очередь, негативно влияет на личное счастье в долгосрочной перспективе.

Но у нас есть не только плохие, но и хорошие новости, и хорошие новости. Образ мышления роста можно в себе воспитать, если знать, как это сделать.

Вы вполне можете воспитать в себе образ мышление роста. И можете начать лучше думать о себе, своих способностях и потенциале. Как только вы начнете активно стремиться к этому образу мыслей и последовательно его придерживаться, вскоре непременно увидите позитивные изменения в своей жизни.

Вот что пишет об этом Дуэк:

«Дело не только в том, что некоторые люди лучше понимают ценность испытаний и важность усилий. Наши исследования показали, что все это является прямым следствием образа мышления роста

Когда мы учим людей этому образу мышления, с его направленностью на развитие, вслед за ним приходят и эти правильные идеи относительно испытаний и усилий…»

«По мере того, как вы начинаете понимать различия между образами мышления, вы начинаете понимать, как фиксированный образ мышления действует на вашу жизнь — как вера в то, что ваши качества неизменны и постоянны ведет к определенным мыслям и поступкам, которые направляют жизненный путь в совершенно иную сторону».

Суть всего, что было сказано выше, проста: вам вовсе не обязательно быть талантливым в какой-то сфере деятельности от рождения — вы можете сами воспитать в себе этот талант.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector