§ 2. сферы общественной жизни

Сферы общественной жизни – таблица

Таблица по обществознанию Сферы общества состоит из четырех элементов. Это духовные ценности, принципы жизни в социуме, политические взгляды, экономические взаимоотношения.   

Направленность На чем базируется подсистема Основополагающие критерии
Экономическая Бизнес, предпринимательская деятельность, права на имущественную, интеллектуальную, частную собственность. В основе: обмен, потребление, производственные процессы Налоговая, экономическая система, занятость, трудовая, профессиональная деятельность, рыночные взаимоотношения, торговля
Политическая Власть, управление населением, группами людей, национальные, международные отношения, регулирование экономических процессов Формирование политических партий, гражданских образований, территориальное устройство государства, внешняя и внутренняя политика
Социальная Построение взаимоотношений между демографическими, возрастными, профессиональными группами. Разделение на классы по профессиональному признаку Обеспечение социальной мобильности, семейных институтов, межнационального понимания. Создание каст, классового равноправия
Духовная Формирование взаимоотношений между людьми на основании ценностей, человеческих качеств Религиозные взгляды, культурное, научное, образовательное направление, развитие эстетических, этических принципов

Основные сферы жизни общества таблица разделяет на основании характерных признаков, свойственных для каждой подсистемы. Это набор базовых критериев и направлений, определяющих дальнейшее развитие и становление населения. Задание социологов – поиск оптимального соотношения между всеми элементами с целью достижения баланса.

Определение

Духовная сфера организуется целенаправленно и отражает не материальные, а нравственные наклонности человека. Она включает в себя его мировоззрение и нравственные качества. Создание вокруг себя такой сферы необходимо для духовного развития личности.

Находясь под влиянием этой сферы и вдохновляясь ею, личность создает свое нравственное окружение и потребляет духовные ценности, которых еще не имеет в своем интеллектуальном потенциале. Целеустремленность заставляет ее рождать:

  • различные теории;
  • художественные произведения;
  • значимые идеи.

Личность выстраивает свой внутренний мир и духовные связи с окружающими. Для того чтобы этот ценностный ряд получился качественным, ей необходимо потребление ценностей, уже созданных другими и способных удовлетворить ее духовные запросы.

Элементы социальной сферы

Структура социальной сферы представлена различными элементами: нациями, этносами, классами, социальными слоями. Рассмотрим каждую из групп подробнее, определив, что это такое.

Классы – это крупные общественные группы, которые различаются между собой уровнем доступа к власти и материальным благам (собственности, богатству, образованию). Исторические виды социальных классов:

  • Буржуазия (собственники производства) и рабочие;
  • Рабы и рабовладельцы;
  • Крепостные крестьяне и помещики.

В современности существует три основных социальных класса в обществе:

  1. Высший класс – богатейшие и самые влиятельные люди, представители престижных профессий (политики, общественные деятели, управленцы);
  2. Средний класс — люди со средним уровнем дохода, профессиональные работники, зарабатывающие достаточно чтобы позволить себе хорошее жилье, питание, досуг, средства передвижения, мебель и удовлетворение культурных потребностей;
  3. Низший класс — люди с низкими доходами, которых едва хватает на питание и одежду.

Социальные слои — это группы внутри класса, объединенные некоторыми общими признаками.

Пример. Социальные слои в России: бизнесмены, неквалифицированные рабочие, интеллигенция, чиновники, наемные рабочие, высококвалифицированные профессионалы.

Нация — это большая устойчивая социальная общность, сложившаяся в результате исторического развития общества. Особенностями нации являются: единый язык, культура, общие принципы ведения хозяйства. Нации занимают большие территории, живут на землях, которые когда-то принадлежали их историческим предкам.

Примеры разных наций: англичане, русские, евреи, корейцы, вьетнамцы, французы, латыши, таджики, итальянцы, шотландцы, татары и т.д.

Этнос – это большая группа людей, объединенных совместной территорией проживания, религией, традициями, внешним видом, языком, менталитетом, образом жизни. Этнос и нация — практически равнозначные понятия, но нация более широкое обозначение. Этнос определяется в большей степени по единству культуры, общим признакам во внешности, а нация по общему историческому прошлому.

Духовная сфера

Данная сфера является наиболее обширной и включает все нематериальные ценности, имеющие значение для общественной жизни. Основными её составляющими являются:

  • искусство (музыка, кино, литература, живопись и прочие сферы, ориентированные на эстетическую, а не практическую ценность);
  • религия (мировоззрение, базирующееся на вере в определенные сверхъестественные силы);
  • мораль (система общепринятых норм поведения и представлений о добре и зле);
  • наука (изучение закономерностей существования мира);
  • образование (процесс воспитания и обеспечения людей необходимыми знаниями).

Духовная сфера не связана с удовлетворением повседневных потребностей человека. Она направлена на развитие, совершенствование или получение эстетического удовольствия.

Потребности, относящиеся к духовной сфере, не являются биологическими и не даны человеку от природы. Согласно теории Маслоу, они формируются у него благодаря социализации и проявляются только тогда, когда базовые биологические потребности удовлетворены.

Интересно, что духовная деятельность приносит человеку удовольствие и когда он производит духовные ценности, и когда он потребляет (читает, изучает) духовные ценности, произведённые кем-то другим.

Социальная мобильность

Принадлежность людей к тому или иному социальному классу не является пожизненной. В современности люди могут менять свое социальное положение, такое изменение положения в социуме называют социальной мобильностью. Изменение своего места в социуме может происходить преднамеренно, в результате целенаправленных усилий личности, а может быть случайным, произошедшим под влиянием обстоятельств.

Пример 1. Анна Сергеевна в прошлом принадлежала к низшему классу, так как родилась в очень бедной семье. Но, благодаря целеустремленности и упорному труду, Анна Сергеевна стала директором швейной фабрики, ее социальный статус изменился, теперь она уважаемый и богатый человек.

Пример 2. Мария Александровна в прошлом являлась известной певицей, она была богатой и знаменитой. Но со временем ее песни перестали пользоваться популярностью, и сегодня никто не помнит о существовании Марии. Мария вынуждена преподавать в музыкальной школе, чтобы заработать себе на жизнь. В юности ее заработки в месяц были в тысячи раз больше, но теперь ей об этом остается только мечтать.

Принято выделять вертикальную и горизонтальную мобильность. Вертикальная мобильность представляет собой движение вверх или вниз по социальной лестнице, при этом у человека меняется его социальный статус, уровень доходов и образ жизни. В зависимости от того, повышается или понижается социальный статус у человека, выделяют два вида социальной мобильности: восходящую и нисходящую. Восходящая вертикальная социальная мобильность — это возвышение социального положения, а нисходящая наоборот.

 

Горизонтальная социальная мобильность — это изменение социального статуса индивида в пределах одного класса. При горизонтальной социальной мобильности у человека практически не меняется уровень доходов и образ жизни, но может измениться профессия, место работы или проживания, занимаемая должность.

Пример вертикальной социальной мобильности: Машу Смирнову, которая 7 лет назад была обычным школьным учителем, сегодня назначили директором школы. Ее материальное положение, престиж, образ жизни существенно изменятся, благодаря вступлению в новую должность.

Пример горизонтальной мобильности: Виктор Иванович в прошлом работал учителем математики, но сейчас он преподает совсем другой предмет — физику. Существенных изменений в образе жизни, уровне доходов и престиже профессии Виктор Иванович не заметил, зато ему больше нравится физика, из-за возможности проводить практические занятия, проводить опыты на уроках.

Проблемы и функции социальной сферы

Главной проблемой общества во все времена считается неравенство доходов. С развитием общества появились два пути решения данной задачи:

  • предоставление равных возможностей каждому субъекту для обустройства своей жизни;
  • предоставление определённых благ для создания достойной жизни (успех зависит от личных стараний и усилий).

Немаловажной проблемой в последние годы стало равноправие мужчин и женщин. Однако, двойная нагрузка на женщин (работа и дом) оборачивается для общества ослаблением семейного уклада (сокращение рождаемости, отсутствие должного контроля родителями за поведением детей)

Основной функцией подсистемы является обеспечение воспроизводства жизнедеятельности субъектов. Являясь самостоятельной сферой, социальная подсистема пребывает во взаимодействии с экономической, политической и духовной сферами. В совокупности все вышеперечисленные подсистемы существуют, как среда для развития и воспроизводства общества.

Помимо этого функциями социальной сферы являются:

  • регулирование распределения, потребления и обмена производимого совместного блага или продукта;
  • обеспечение взаимодействия между социальными институтами;
  • предоставление субъекту минимально необходимых потребностей;
  • формирование и развитие творческих качеств;
  • охрана безопасности, оказание помощи, поддержка нетрудоспособных слоёв населения, социальное обслуживание.

Что мы узнали?

Социальная сфера включает в себя всевозможные отношения между членами общества. Данная подсистема состоит из отдельных структурных элементов: территориальной, демографической, этнической, классовой, профессионально-образовательной, семейно-брачной и экономической. Главной задачей сферы является обеспечение воспроизводства жизнедеятельности субъекта, предоставление ему минимально необходимых потребностей.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

    Что называют социальной сферой?

    • Правовые отношения между индивидами
    • Общение в процессе обучения, воспитания
    • Взаимоотношения на достижение общего материального блага
    • Всевозможные отношения между субъектами общества

Начать тест(новая вкладка)

Социальная сфера

Такая сфера представляет собой взаимоотношения, которые устанавливаются в ходе всей жизни человека как необходимость для существования в социуме. Социология и философия определяют ее как сферу, объединяющую ряд общностей и связи между ними.
Если рассматривать социальную сферу таким образом, то каждый человек включен в нее. Человек со временем оказывается вписанным в разные общности, например, субъект — женщина, учительница, мать, горожанка и т.п.
Политика и экономика называют таким термином совокупность отраслей и организаций, работающих, чтобы повысить уровень жизни народа, например, соцобеспечение. В этом смысле социальная сфера — не отдельная часть общественной жизни, а промежуточная часть между политикой и экономикой, которая существует, чтобы доходы государства были перераспределены в пользу бедных. Если рассматривать социальную сферу в таком разрезе, то к ней относятся лишь некоторые группы людей (инвалиды, безработные, малообеспеченные и т.п.).

Духовная подсистема социума

отличаются друг от друга как по содержанию

Духовное начало является одним из направлений жизни, отражающим специфику следующих отношений между людьми:

  • интеллектуальных;
  • нравственных;
  • идеологических.

Каждый вид таких отношений возникает в процессе освоения, восприятия, производства или передачи духовных ценностей.

Данную сферу следует рассматривать в качестве нематериальной и целенаправленно организованной. В отличие от материальной, она не связана с удовлетворением осязаемых потребностей человека.

Отличия нематериальных потребностей от материальных

Материальная сфера человеческой жизни непосредственно связана с тем, что мы удовлетворяем свои осязаемые потребности, включая базовые и не только, например:

  • потребность в пище;
  • в одежде;
  • в транспорте и прочее.

Естественно, можно прожить и без удовлетворения данных нужд, но тогда человек будет жить, как животное, удовлетворяя лишь базовые потребности.

А вот духовные потребности человека можно удовлетворить, если осуществлять соответствующую деятельность — познавать, творить и не только. Эта деятельность направляется на изменение общественного и индивидуального сознания и проявляется в следующем:

  • в воспитании;
  • в образовании;
  • в самообразовании;
  • в религии;
  • в творчестве;
  • в искусстве.

Сама духовная деятельность бывает двух видов:

  • производящей;
  • потребляющей.

Производство в данном контексте — это развитие и формирование мировоззрения человека, его сознания и духовных качеств. Продукты такого производства следующие:

  • теории;
  • ценности;
  • духовные отношения между людьми и их духовный мир;
  • идеи;
  • художественные образы.

А под духовным потреблением понимается потребление продуктов религии, искусства или науки. Здесь может идти речь о приобретении новых знаний, посещении музеев, концертов или театров, и многом другом.

Духовное начало в социуме производит, хранит и распространяет такие виды ценностей, как:

  • эстетическую;
  • научную;
  • нравственную;
  • правовую и т. д.

Сфера умеет охватывать разные уровни и формы общественного сознания: право и религию, науку и эстетику, и многое другое.

Элементы духовной сферы

Итак, что входит в духовную сферу? В ней присутствует несколько важных элементов. Ее ключевые составляющие такие:

  • Мораль — она объединяет существующие поведенческие нормы, которые основаны на представлениях о хорошем или плохом, правильном или неправильном. Мораль — это категория, которая существовала еще в самом начале развития общества, потому что правила, регулирующие ключевые ценности общества, способны регулировать любые социальные связи.
  • Религия — говоря научным языком, это форма восприятия окружающей среды, которая основана на вере в высшие силы. Религиозные люди чувствуют связь с такими силами. Каждая религия имеет свои установленные нормы и поведенческие модели.
  • Наука — под данным понятием, с одной стороны, подразумевается совокупность знаний о мире, а с другой — деятельность, направленная на их аргументацию, выработку и систематизацию. Научное познание объективно и способно отражать разные явления и закономерности так, как они существуют вне человеческой воли.
  • Образование — этот процесс подразумевает передачу и усвоение знаний, в процессе которого человек получает те или иные навыки и умения. Благодаря образованию развивается ум и чувства, формируется собственное мнение личности, а также определенные ценности и мировоззрение. При отсутствии базовых знаний человек не сможет полноценно ощущать себя членом социума и общаться с другими.
  • Искусство — в широком понимании это понятие означает мастерство, создающее продукты, способные доставить эстетическое удовольствие. С его помощью выражаются те или иные идеи, или эмоции. Посредством авторского мастерства в определенной форме передаются чувства, представления или мысли.
  • Культура — она формируется благодаря духовным ценностям и достижениям общества. Именно на их основе создаются культурные обычаи того или иного народа. Поскольку у разных наций историческое прошлое разное, то и формируются они по-разному.

Сферы общественного развития

Согласно марксистской традиции, существовало четыре сферы общественного развития:

  • Экономическая сфера.
  • Политическая сфера.
  • Социальная сфера.
  • Духовная сфера.

Логично, что такое сферное построение не могло в полной мере передать все сущностные потребности общества

Оно было типологически некорректным, имело идеологизированную окраску, что опровергало научный подход и, что самое важное, явно обедняло теорию целостного, всестороннего, гармоничного общественного развития. При этом нивелировало базовые формы общественной деятельности, без которых вряд ли можно было представить нормальное функционирование общества

Новая методология сферного построения общественной жизни базировалась на десяти сферах:

  • Экономическая сфера.
  • Экологическая сфера.
  • Управленческая сфера.
  • Педагогическая сфера.
  • Научная сфера.
  • Художественная сфера.
  • Медицинская сфера.
  • Физкультурная сфера.
  • Оборонная сфера.
  • Сфера общественной безопасности.

Формирование каждой сферы было обусловлено общественными потребностями и способностями, которые реализовывались в процессе общественной деятельности, как базовыми, которые сыграли мотивационную роль в становлении системообразующих институтов общественной жизни с нормами, которые для неё характерны, а также принципами, правилами и культурой.

Замечание 3

Закономерность появилась в том, что совершенствование системы общественных отношений, которые основывались на базовых формах общественной деятельности, отражало прогресс в жизни общества.

Важно понимать, что процесс общественного сферирования не может считаться завершённым. Новые потребности общества посредством конкретной деятельности влияют на общественные отношения, тем самым способствуют формированию новых институтов, часть которых могут быть в будущем системообразующими для общественной жизни

Пример 2

Это относится к области космонавтики, которая сегодня является видом профессиональной деятельности. Однако вполне возможно, что в ближайшее время, она может преобразоваться в базовую форму общественной деятельности, организационно представляя общественный институт жизни общества – сферу общественной жизни.

Вместе с тем, стоит отметить, что параллельно развитию общества, вызревает новая наука – сферология. В качестве предмета исследования она возьмёт формирование, функционирование и развитие сфер общественной жизни. Результаты исследования помогут более предметно выделить необходимые теоретико-функциональные продукты, которые обеспечивают целостность, всесторонность, гармоничность общественного развития – стратегий, концепций, программ, доктрин на федеральном и региональном уровнях.

Важно понимать, что характер общественных отношений, соответствующий обществу в целом, сферам общественной жизни, в частности, связан взаимными отношениями с политическим процессом. Разные политические процессы по-разному подходят к сферному построению общественной жизни

К примеру, демократический и тоталитарный режимы, основываясь на присущих им властных механизмах, представляют предмет оценки конкретного исторического этапа. Он будет либо прогрессивной, либо регрессивной направленности.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Ступени развития общества

Степень развития общества во многом зависит от развитости общественных отношений и институтов, а также исторической ступени развития. Здесь имеется в виду первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, индустриальная, информационная и все последующие.

Можно использовать и другую методологию общественного построения – региональную, с политико-экономическими и социальными особенностями бытия: латиноамериканская, азиатская, европейская, африканская модели общества. При этом будет достаточно целесообразно выделить базовые формы общественной деятельности, иными словами значимой во всех сферах общественного функционирования. Такие формы имеют конкретное содержание, которое основывается на исторической предопределённости. Они возникают в момент, когда потребности общества соответствуют его потенциальным возможностям и приобретают очертания организационной основы общественной жизни, в определённом качестве, которое крайне необходимо обществу.

До этого момента различные виды деятельности, которые получают развитие внутри общества, носят чисто предметный характер. Изменение предметного вида деятельности на базовую форму общественной деятельности, иначе говоря, системообразующую для жизни общества – довольно сложный и длительный процесс не только в общественном пространстве, но и во времени. Сферы жизни общества определённо, проходят этап становления в реальности, объективно представляют собой всеобщую потребность их собственного бытия и с функциональной точки зрения формируют взаимосвязанный состав базовых форм общественной деятельности – экономической, оборонной, педагогической, научной, художественной, медицинской, физкультурной и т.д.

Все перечисленные сферы только формально самостоятельные, при этом на функциональном уровне они необходимы для жизни и деятельности всего общества. Сообразно этому, не каждая профессиональная деятельность имеет возможность стать системообразующей для общественной жизни, это может быть только та сфера, без которой общественное бытие не может быть всесторонним и единым.

Пример 1

В качестве примера сфера экономической деятельности жизни общества, которая состоит, в том числе из производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг по всему экономическому профилю своих профессиональных видов деятельности – в добывающей промышленности, в сельском хозяйстве, в торговле и в финансах и т.п., нужна для снабжения жизни всего общества и предметно интегрирована в систему институтов его жизни, но по отдельности профессиональные виды экономической деятельности не могли претендовать на зарождение самостоятельной сферы общественной жизни.

Социальная сфера

Определение 2

Социальная сфера – это сфера связей, которые имеются в обществе социальных групп, в том количестве классов, профессиональных и социально-демографических слоёв населения, также учитываются национальные общности по классификации их социальных условий и уровню жизнедеятельности.

В социальной сфере основной задачей является создание гармоничных и здоровых условий, в первую очередь, для производственной деятельности населения. Во вторую очередь, следует говорить об обеспечении нормального уровня жизни всех без исключения слоёв населения. Кроме этого не стоит забывать и о проблемах в сфере здравоохранении, народного хозяйства и социального обеспечения. Здесь же стоит учитывать уровень социальной справедливости, если говорить о праве каждого человека в обществе на трудовую деятельность. Кроме всего перечисленного не стоит забывать и о том, что в нормальном экономически развитом обществе каждый человек имеет право на получение материальных и духовных благ.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Помимо всего упомянутого выше, социальная сфера общества должна контролировать реализацию прав каждого отдельно взятого человека на социальную защиту, а также возможность разрешения противоречий, которые возникают между социальными слоями в неоднородном обществе. Подразумевается, что эта сфера создана и выделена в отдельную для того, чтобы контролировать и регулировать общественные отношения социально-классового, национального и других комплексов отношений, которые, так или иначе, касаются условий работы, существования, образования и уровня жизни общества.

Деятельность социальной сферы полностью базируется на создании достойных условий существования человека в обществе с его социальными потребностями. Их удовлетворение связано с социальным положением человека или социальной группы. Кроме того, это ещё зависит и от характера отношений, которые присущи обществу. То, насколько будут удовлетворены потребности индивида или социальной группы, напрямую зависит от уровня и качества жизни того или иного человека или группы людей. Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что социальная политика государства направлена на достижение высокого уровня благосостояния людей, а также эффективное и продуктивное функционирование социальной сферы.

Политическая сфера общества

Она регулирует взаимоотношения между властью и обществом. Данная система динамична: она не стоит на месте и постоянно развивается.

Политика охватывает не только власть правителя, но и его оппозицию и их связь с народом. Это политические взгляды и идеи; правовая культура и политические отношения, правовые и политические ценности и нормы. Кроме того, политическая сфера обладает коммуникацией – связывает между собой все слои общества.

Функции политики столь обширны, что охватывают все стороны человеческой жизни.

— Законотворчество – издание законов и регулирование их исполнения

— Формирование политического сознания людей и манипуляция массами – при помощи Средств Массовой Информации (СМИ): газет, журналов, теле и радиовещания

— Определение задач и путей развития и их реализация в массы

— Согласование интересов общества с интересами государства

Традиционная форма правления – монархия, власть при которой передается по наследству. Монархия бывает абсолютной, когда власть правителя ничем не ограничена, и ограниченная (конституционная и парламентская). При республиканской форме правления правитель выбирается на определенный срок, это может быть президент или парламент.

Политический режим указывает на способы организации власти в государстве. Самым «свободным» является демократический режим. Власть сосредоточена в руках народа, он ее источник. Демократия – это обязательное разделение властей (на законодательную, судебную и исполнительную), равенство всех граждан перед законом и всеобщее избирательное право. Решения принимаются большинством, о с учетом мнения меньшинства, а также политический плюрализм – свобода мнений и взглядов, большое количество партий, существование оппозиции.

Тоталитарный и унитарный режимы считаются недемократическими. Государство вмешивается в общественную жизнь (при авторитаризме только в экономику и политику, при тоталитаризме – включая личную жизнь), участие народа минимальное, существует единая идеология, иногда даже культ личности.

Большое влияние на политику оказывают Средства Массовой Информации: благодаря их деятельности меняется отношение граждан к власти государства, их выбор при голосовании. СМИ оказывают большое влияние на человека, регулируют его сознание. Многие даже называют СМИ «четвертой властью» — так велико их влияние.

Средства Массовой Информации осуществляют оценка информации и комментарии к ней, политическую социализацию (привлечение людей к политической сфере, повышение политической активности), представление интересов различных групп и общественных объединений.

СМИ редко сообщают о скучных заседаниях или маловажных законах. Чаще всего они несут людям сенсационные заявления, чрезвычайные происшествия и сообщения о ранее неизвестных явлениях. Такие новости привлекают среднестатистического читателя и повышают их политическую культуру, приобщают к ценностям политики.

Все мысли и чувства человека, связанные с его политическим участием, называются политическим сознанием. Политическое сознание, сформированное у каждого человека и отражающее то, что он запоминает в повседневной жизни, называется обыденным. Политические чувства, переживания, роль индивида в политике попадают под рассмотрение политической психологии. Политическая психология формируется на основе взаимодействия между гражданами и государством.

Целостный набор идей и представлений, которые служат основой для политических действий, называется идеология. В двадцатом веке преобладала коммунистическая идеология, когда на первое место вышли идеи Маркса о революционном насилии. Иосиф Сталин продолжил развитие этой идеологии и на свет появилась идея мировой революции. Руководство пролетариата, установление диктаторского режима, переустройство общества на принципах равенства и справедливости – вот основные идеи коммунизма.

Элементы социальной структуры

Понятие «социальная подсистема» имеет несколько значений:

  • это всевозможные отношения между субъектами общества;
  • социальная защита части населения: пенсионное обеспечение, пособия, стипендии.

Исходя из вышесказанного, делаем вывод, что социальная сфера общества охватывает всю жизнь человека, начиная от условий быта, работы, здоровья, досуга, заканчивая национальными и социально-классовыми отношениями.

Элементами структуры являются:

Территория;

Каждая общность людей проживает на определённой территории (город, посёлок, страна).

К ней относится уровень рождаемости, смертности, процентное соотношение полов, половозрастной состав, учёт численности населения.

Этническая;

Древними формами считаются род, племя, переходящие в народность и нацию. В современном мире особой общностью является народ.

Профессионально-образовательная;

Различие между людьми по уровню образованности (среднее, высшее) и социально-профессиональному признаку (умственный или физический труд).

Классовая;

Неравенство доходов, уровня жизни, разделение труда порождают появление классов общества. В современности понятие «класс» заменено на «социальные группы».

В древние и средневековые времена существовали касты и сословия. Примером неравенства между разделением привилегий являются дворянство и крестьяне. В Индии каста «неприкасаемых» не могла стать полноправной частью общины.

Семейно-брачная;

Одним из институтов социальной сферы является семья, которая основывается на кровном родстве, браке, общей бытовой жизни, взаимопомощи, ответственности.

Экономическая;

Основывается и регулируется степенью доходов членов общества.

Духовная сфера

Определение 4

Духовная сфера – это сфера отношений людей в обществе на тему духовных ценностей, а также их формирования, распространения и потребления всеми слоями общества.

В данном контексте имеется в виду не только предметы живописи или литературные и музыкальные произведения в качестве духовных ценностей. А ещё и знания людей, этические нормы поведения и т.п. Проще говоря, всё то, что может каким-либо образом иметь отношение к духовному содержанию общественной жизни или к духовности общества.

Следует понимать, что духовная сфера формировалась под действием истории и исторических процессов, а значит, она отражает в себе словно в зеркале все географические, национальные и иные особенности развития общества. Именно в духовной сфере откладывается отпечаток, который лежит в основе национального характера. Духовная жизнь – это сложнейшая структура, которая состоит из повседневных мелочей, например, духовного общения людей или способах познания, образования или воспитания. Кроме того, на формирования характерных особенностей духовной сферы общества, оказывает влияние и мораль, искусство, религия. Все эти аспекты являются составляющими духовной сферы жизни общества, именно они развивают духовный мир людей и понимание смысла жизни в обществе. В этом заключается ключевой фактор, влияющий на образование духовного начала в жизнедеятельности людей.

Важную роль в данном отношении имеет деятельность различных учреждений, которые возлагают на себя воспитательную и образовательную функции. Здесь речь идёт об учреждениях от начальных школ и до университетов, а также заведения с атмосферой семейного воспитания человека, где предполагается общение со сверстниками и друзьями с целью обогащения духовного начала

Кроме того, на формирование духовных качеств немаловажное влияние оказывает и профессиональное искусство, такое как театр, музыка, кони, живопись, а также самобытное  народное искусство

Одной из проблем современности является фундаментальная основа развития человека. Общество ищет ответы на вопрос о том, как воспитать, сохранить и обогатить духовный мир каждого отдельного человека и людей в общем. Как сделать так, чтобы подлинное искусство вызывало неподдельный интерес, а ложное искусство не разрушало душу человека и общество.

Исследованиями процессов, которые происходят в духовной сфере, всё больше интересуются учёные и мыслители, религиозные деятели и представители духовной культуры, а всё потому, что значение духовной сферы в современном обществе и его развитии нельзя недооценивать. От этого во многом зависит наше настоящее и будущее.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector