С чего самостоятельно начать обучение программированию: этапы освоения профессии и советы новичкам

Определиться с языком

Чтобы научиться программировать с нуля, нужно интересоваться информационными технологиями и следить за тем, что сейчас популярно. Учитесь писать код на том языке, который востребован сегодня и перспективен в будущем

Поэтому, чтобы программирование приносило не только радость, но и финансовое удовлетворение, стоит уделить внимание оценке рыночного спроса

Начать можно со статистики на известных порталах, в мировых рейтингах и личных топах независимых разработчиков. Мы сравнили данные за 2018 год на некоторых из них.

Десятка лидеров по версии IEEE Spectrum.
ТОП-10 на основе масштабной аналитики шведского разработчика Стефана Нильсона.
Самый известный рейтинг языков программирования TIOBE index за январь 2019 года.

Языки программирования Java и Python занимают высокие позиции в большинстве рейтингов. Советуем присмотреться к ним сегодня, чтобы стать специалистом завтра.

Программирование для детей и визуальное программирование

Набо­ры Lego с робо­та­ми и визу­аль­ным про­грам­ми­ро­ва­ни­ем. Мож­но собрать сво­е­го робо­та, а потом запро­грам­ми­ро­вать его пове­де­ние на план­ше­те. Или собрать свой пульт управ­ле­ния робо­том, кото­рый тоже мож­но запро­грам­ми­ро­вать как угодно.

Визу­аль­ное про­грам­ми­ро­ва­ние — это про­сто пере­тас­ки­ва­ние мыш­кой нуж­ных бло­ков и их настройка. 

Scratch — учеб­ная плат­фор­ма по про­грам­ми­ро­ва­нию для детей, тоже с визу­аль­ным про­грам­ми­ро­ва­ни­ем. Зада­ча про­ек­та — управ­лять котом, кото­рый может сде­лать всё, что преду­смот­ре­но про­грам­мой. Сле­ва сгруп­пи­ро­ва­ны коман­ды для кота: дви­же­ния, дей­ствия, усло­вия. Посе­ре­дине — про­грам­ма, кото­рую вы созда­ё­те, пере­тас­ки­вая мыш­кой нуж­ные бло­ки. Резуль­тат мож­но уви­деть спра­ва — там кот нач­нёт дви­гать­ся и выпол­нять всё, что вы ему сказали.

Советы

Следите за изменениями и трендами в выбранном направлении. Знания и опыт это далеко не все, что вам нужно для успешного продвижения в профессии. Изучайте популярные направления разработок, смотрите за тем, что теряет свою актуальность и устаревает, следите за последними новостями в профессиональной сфере.

Начните зарабатывать на программировании. Пока вы учитесь программирование для вас что-то вроде хобби, но так не должно быть всегда. Рано или поздно настанет время, когда вы захотите зарабатывать на своем ремесле. Естественно, что с начальным уровнем вы вряд ли попадете в штат какой-то компании, но есть возможность наработать свое портфолио на биржах фриланса. После того, как наработаете достаточно опыта и пополните свое резюме, можно будет обращаться и крупные компании.

Пройдите онлайн-курс

Онлайн-курсы по программированию предполагают более обширную образовательную подготовку по сравнению с сайтами, предлагающами онлайн-тренинги по одному языку. Такие курсы предназначены для обучения основным навыкам в течение нескольких месяцев на занятиях университетского уровня. Я большой поклонник гарвардского онлайн-курса CS50 (его можно пройти бесплатно). Вы даже можете получить образование университетского уровня, выбрав один из онлайн-курсов.

4. Бесплатные книги по программированию

Если вы застряли на какой-то проблеме или вам нужно найти ответ на свой вопрос, не стоит забывать о справочниках. На GitHub можно найти огромную коллекцию из более чем 500 бесплатных книг по программированию. Также доступна коллекция электронных книг, охватывающая 24 языка программирования.

Повысить свою эффективность: чтение от директора по продукту Google
По теме
Повысить свою эффективность: чтение от директора по продукту Google

Напоследок

Главное, что я хочу донести, — не нужно думать, что вы должны пройти строго определённый кем-то путь, чтобы стать профессионалом. Вам действительно нужно изучить конкретные подходы и инструменты, но как это сделать, решаете вы сами.

Главное, чтобы путь был интересен вам, а не кому-то из интернета. Беритесь за то, что интересно, даже если это кажется очень сложным или невыполнимым. Главное — довести до конца хотя бы один-два проекта.

Например, если вы хотите создавать игры, записывайтесь на курс по Unreal Engine 4. Это крутой, но сложный движок, а чтобы раскрыть его полный потенциал, нужно изучить C++.

Зато результат ваших усилий будет стоить того. Особенно ясно вы это поймёте, когда к концу курса закончите несколько проектов, которые не стыдно будет показать друзьям.

Рекомендации для новичков

Обучайтесь по составленному плану разбитому на части, отметьте что и при помощи чего следует изучать. Совершайте переход от одного пункта к другому по мере возрастания трудности. Чтобы “идти в ногу” с информационным прогрессом, не затягивайте обучение.

Не пренебрегайте доступными материалами, сервисами, опытом иных людей.

Колоссальный вклад в ваше обучение внесёт общение с опытным, практикующим программистом. Исследуйте строение компьютера.

Учите английский — большая часть обучающих программ на английском языке. Без знания английского языка программист не сможет прочесть или написать код.

В начале обучение продвигайтесь поэтапно. Начните изучать теорию алгоритмов и строения данных. Определитесь с направлением, в котором хотите достичь развития.

Остановите выбор на одном из программных языков, соответствующем выбранному направлению. Изучите инструментарий программирования и фреймворки. Изучите базы данных, больше практикуйтесь.

Используйте всё, что будет полезно для обогащения ваших знаний и опыта. От грамотно составленного резюме и портфолио зависит ваш успех. Не тяните с обучением, если хотите успевать за технологиями.

Для чего мы это всё это пишем? Ну во-первых, чтобы у Вас в голове все еще раз уложилось. Во- вторых, чтобы эта статья стала побольше. Это поможет ей выйти в топ-10 по этому поисковому запросу 🙂

Литература

  • Китов А.И. «Электронные цифровые машины» М.:, Издательство «Советское радио», 1956, 276 с.
  • Китов А.И., Криницкий Н.А., Комолов П.Н. «Элементы программирования» (для электронных вычислительных машин). Под редакцией А.И. Китова. Издательство Артиллерийской инженерной академии, М.:, 1956, 286 с.
  • Китов А.И., Криницкий Н.А. «Электронные цифровые машины и программирование» М.:, Издательство «ФИЗМАТГИЗ», 1959 (второе издание в 1961 г.), 572 с.
  • Дейкстра Э. Дисциплина программирования = A discipline of programming. — 1-е изд. — М.: Мир, 1978. — 275 с.
  • Бьярне Страуструп. Программирование: принципы и практика использования C++, исправленное издание = Programming: Principles and Practice Using C++. — М.: Вильямс, 2011. — С. 1248. — ISBN 978-5-8459-1705-8.
  • Александр Степанов, Пол Мак-Джонс. Начала программирования = Elements of Programming. — М.: Вильямс, 2011. — С. 272. — ISBN 978-5-8459-1708-9.
  • Роберт У. Себеста. Основные концепции языков программирования / Пер. с англ. — 5-е изд. — М.: Вильямс, 2001. — 672 с. — ISBN 5-8459-0192-8 (рус.) ISBN 0-201-75295-6 (англ.).
  • Иан Соммервилл. Инженерия программного обеспечения / Пер. с англ. — 6-е издание. — М.: Вильямс, 2002. — 624 с.
  • Иан Грэхем. Объектно-ориентированные методы. Принципы и практика / Пер. с англ. — 3-е изд. — М.: Вильямс, 2004. — 880 с.
  • Дональд Кнут. Искусство программирования. В четырёх томах / Пер. с англ. — М.: Вильямс, 2001 − 2013.

Пишем первую программу на C++

По традиции программистов первая программа, написанная на изучаемом языке, должна выводить на экран надпись «Hello, World!».

Перевод: Ваши первые подкаст/видео/статья/рисунок/фото/игра будут ужасными. Но первый код будет идеален — он будет очень чистым, и в нём не будет багов. Это будет «Hello, World!».

В C++ такой код будет выглядеть так:

Попробуем его запустить, а потом разберём, как он работает.

Запускаем код в интернете

Самый простой вариант — зайти на сайт repl.it. На главной странице нажмите Start Coding, выберите C++ и нажмите Create Repl.

У вас откроется следующая страница:

Слева — менеджер файлов, в центре — текстовый редактор, где уже введён нужный нам код, а справа — консоль, в которой выводится результат. Чтобы запустить программу, нажмите Run.

Запускаем код на компьютере

Если же вы хотите компилировать код на своём компьютере, то установите компилятор. Я пользуюсь G++, его и вам рекомендую.

  • Установщик для Windows.
  • Название пакета для Linux: gcc.

После установки компилятора создайте отдельную папку для кода, а в ней — файл hello.cpp (это расширение для файлов с командами на C++). Желательно, чтобы путь к папке состоял из латинских символов и был написан без пробелов.

Откройте hello.cpp с помощью любого блокнота или редактора кода (например, Sublime text или VS Code) и вставьте в него код, указанный выше. Теперь откройте терминал с помощью инструкции ниже.

Windows Linux
1. Нажмите Win + R, введите cmd и нажмите Enter.
2. Введите команду cd . Например, cd projects\cpp1, если ваша папка находится по адресу c:\projects\cpp1. 2. Введите команду cd . Например: cd ~/projects/cpp1
3. Если папка находится не на системном диске, то команду нужно изменить: cd /D . Например: cd /D d:\projects\cpp1

Затем введите следующую команду:

Эта команда скажет компьютеру, что нужно скомпилировать код из файла hello.cpp и сохранить результат в файл hello (или hello.exe в Windows).

После этого запустите скомпилированную программу, и вы увидите, что всё работает:

Тренажёры для простого программирования

Яндекс.Практикум. Это наш род­ной тре­на­жёр, где тебя поша­го­во про­во­дят от пер­вой строч­ки до неболь­шо­го рабо­та­ю­ще­го про­дук­та, с пояс­не­ни­я­ми и интер­ак­ти­вом. Есть тре­на­жё­ры для веб-программирования, бэкен­да, а так­же ана­ли­ти­ки и тести­ро­ва­ния. Всё на рус­ском. Бес­плат­ной вер­сии хва­тит, что­бы понять — нра­вит­ся вам это направ­ле­ние или нет.

Совет про­фес­си­о­на­ла: если не зна­е­те, какую про­фес­сию в про­грам­ми­ро­ва­нии выбрать, попро­буй­те бес­плат­ные вер­сии всех тре­на­жё­ров, и вы сра­зу пой­мё­те, к чему лежит душа. Вме­сто того что­бы читать ста­тьи с опи­са­ни­я­ми про­фес­сий, про­сто попро­буй­те сами, и всё ста­нет ясно.

Code Academy (на самом деле CodeCademy, но что?). Похо­же на Прак­ти­кум, толь­ко на англий­ском. Из осо­бен­но­стей — поме­сяч­ная опла­та за доступ к мате­ри­а­лам курсов.

Codepen. Это не совсем тре­на­жёр, а, ско­рее, онлайн-редактор кода, где сра­зу мож­но уви­деть резуль­тат. Если вы чита­е­те это с ком­пью­те­ра, посмот­ри­те на HTML-код двух дви­жу­щих­ся тре­уголь­ни­ков, на кото­рые мож­но залип­нуть надол­го. Бес­плат­но, есть необя­за­тель­ная под­пис­ка, но нет зада­ний и про­вер­ки кода на ошибки.

Функции

Функция — это фрагмент кода, который что-то выполняет и имеет имя. Функции можно легко объявлять:

Объявление функции начинается с ключевого слова, затем ей даётся имя. заставляет значение «выпрыгивать» из функции. Затем функция завершается (если вы напишете код после return, то он не будет выполнен). Таким образом, вы можете сделать следующее:

Мы объявляем переменную с именем . Часть нашей команды вызывает функцию и так как функция говорит , выводится единица. Наша переменная будет содержать цифру 1. Теперь попробуйте ввести в браузере первый блок с функцией, затем блок с переменной, а затем ввести и нажать кнопку ввода. Вы увидите единицу.

Функция может быть свойством объекта. Она может быть элементом массива. Она может возвращать число, дату, строку, объект, массив, другую функцию, массив функций и т. д.

Часть данных, которую мы добавляем в функции, называется аргументом. Объявление функции, которая может ожидать аргументы, выглядит так:

Оператор складывает аргументы и , а затем выдаёт результат.

В JavaScript также можно писать математические выражения как на калькуляторах:

  • используется для сложения;
  • используется для вычитания;
  • круглые скобки) служат для принудительного выполнения порядка операций;
  • используется для умножения;
  • используется для получения остатка деления.

Вы могли бы записать предыдущую функцию таким образом:

Эта функция делает всё то же, что и предыдущая, только в неё введена переменная в качестве посредника.

Rust

Rust является языком системного программирования, который сочетает в себе эффективность C и контроль над памятью с функциональными возможностями, такими как сильная статическая типизация и вывод типов.

Основными целями при проектировании языка были:

  • Безопасность: Многие C-подобные языки открывают путь к ошибкам в результате ручного управления памятью (например, висячие указатели или двойные освобождения). Rust перенимает передовые практики современного C++, такие как RAII и смарт-указатели и делает их применение обязательным, систематически гарантируя, что чистый код на Rust безопасен по памяти.
  • Скорость: Почти все языки работают медленнее, чем C, поскольку они обеспечивают абстракции, которые упрощают разработку программного обеспечения. Но это даётся ценой существенного увеличения накладных расходов во время выполнения (например, сборка мусора и динамическая диспетчеризация). Rust фокусируется на «абстракциях нулевой стоимости”, т.е. таких методах упрощения программирования, которые не требуют дополнительных затрат во время выполнения. Например, Rust управляет памятью во время компиляции и использует статическую диспетчеризацию для дженериков (по аналогии с шаблонами C++, но более безопасно по отношению к типам).
  • Конкурентность: Конкурентный код в системных языках часто хрупок и подвержен ошибкам, учитывая нетривиальность многопоточного программирования. Rust пытается смягчить эти проблемы путем предоставления гарантий на уровне типа какие значения могут быть разделены между потоками и как именно.

Rust также имеет несколько отличительных особенностей:

  • Проверка владения: прославленная возможность Rust — инструмент статического анализа, который считывает код и прекращает компиляцию, если он может привести к ошибке памяти. Это работает путем закрепления понятия, что значения либо принадлежат одному месту, либо используются во многих местах, и ​​последующего анализа того, как владение значением меняется во время выполнения программы. Проверка владения также исключает состояние гонки в конкурентном коде, используя тот же набор правил.
  • Композиция вместо наследования: Вместо того, чтобы использовать систему наследования классов подобно C++ или Java, Rust использует трейты или компонуемые интерфейсы для поддержки модульного программирования. Вместо того, чтобы указывать, что конкретный тип является частью иерархии классов, программист может описать тип на основе его возможностей, например, говоря о том, что тип должен быть Printable и Hashable вместо наследования от класса PrintableHashable.
  • Крутые инструменты: Любой C/C++ ветеран знает боль установки зависимостей, компиляции кода на нескольких платформах и борьбы с тайнами конфигурации CMake. Rust экономит бесконечные часы, проведенные в криках на GCC, предоставляя разумный менеджер пакетов и кросс-платформенные API.

Для получения дополнительной информации, ознакомьтесь с The Rust Book и Rust by Example.

Этот раздел написал Will Crichton — аспирант Стэнфордского университета, который специализируется на параллельных и конкурентных системах, визуальных вычислениях и архитектуре компиляторов и языков программирования. Он часто пишет о Rust в своем блоге.

HTML и CSS

Начнем издалека — с HTML (Hypertext Markup Language) и CSS (Cascade StyleSheets). Почему с них и почему «издалека»? С них — потому что они лежат в основе веб-разработки, и ни один сайт без них не обойдётся. А издалека — потому что это не совсем языки программирования.

Они нужны, чтобы создавать содержимое веб-страницы — контент и оформление; программу вы на них не напишете. Тем не менее веб-технологии сейчас уже используются и в других сферах, в том числе в десктопных и даже мобильных приложениях, поэтому у этих «языков» хорошие перспективы.

HTML и CSS очень простые — в основах можно разобраться буквально за пару дней, даже самостоятельно. Так что если вы очень боитесь программирования и не верите, что у вас получится, попробуйте начать с них. Это под силу каждому, поможет вам плавно войти в программирование и оценить свои силы. А потом при желании можно перейти к другим языкам.

Видеокурсы

Harvard CS50 (с пере­во­дом на рус­ский). Курс лек­ций по осно­вам про­грам­ми­ро­ва­ния для начи­на­ю­щих. Если вы хоти­те разо­брать­ся в этом вооб­ще с нуля, посмот­ри­те эти видео. Ребя­та понят­но и доход­чи­во раз­би­ра­ют все попу­ляр­ные темы и пода­ют это в доступ­ной фор­ме. Прав­да, лек­ции с чет­вёр­той начи­на­ют­ся уже доволь­но слож­ные вопро­сы, поэто­му вече­ром под ужин посмот­реть не получится.

Курс по JavaScript и Node.js пре­по­да­ва­те­ля Киев­ско­го поли­тех­ни­че­ско­го инсти­ту­та Тиму­ра Шем­се­ди­но­ва (на рус­ском). В плей­ли­сте на момент напи­са­ния ста­тьи — 87 лек­ций, от самых базо­вых поня­тий до ком­по­зи­ции функ­ций и рефак­то­рин­га. Един­ствен­ный момент — пер­вые четы­ре лек­ции могут пока­зать­ся нуд­но­ва­ты­ми, но с пятой всё гораз­до активнее.

Кур­сы freeCodeCamp (на англий­ском). Если хоти­те про­ка­чать­ся одно­вре­мен­но в англий­ском и про­грам­ми­ро­ва­нии, обра­ти­те вни­ма­ние на этот канал. Есть почти все попу­ляр­ные язы­ки про­грам­ми­ро­ва­ния, дли­тель­ность каж­до­го уро­ка — от 3 до 14 часов.

Преимущества высокоуровневых языков программирования

Преимущество №1: Легче писать/читать код. Вот вышеприведенная команда, но уже на языке C++:

Преимущество №2: Требуется меньше инструкций для выполнения определенного задания. В языке C++ вы можете сделать что-то вроде в одной строке. В языке ассемблера вам пришлось бы использовать 5 или 6 инструкций.

Преимущество №3: Вы не должны заботиться о таких деталях, как загрузка переменных в регистры процессора. Компилятор или интерпретатор берёт это на себя.

Преимущество №4: Высокоуровневые языки программирования более портируемые под различные архитектуры (но есть один нюанс).Нюанс заключается в том, что многие платформы, такие как Microsoft Windows, имеют свои собственные специфические функции, с помощью которых писать код намного легче. Но в таком случае приходится жертвовать портируемостью, так как функции, специфические для одной платформы, с большей долей вероятности, не будут работать на другой платформе. Обо всем этом мы детально поговорим на следующих уроках.

Шаг пятый. Пройдите онлайн тренинг

Преимущество онлайн уроков в том, что вы все видите наглядно, причем от начала до конца.

Если читать книгу, то можно упустить многие моменты, которые авторы считают очевидными и не требующими объяснения.

Поэтому новичкам лучше все-таки начинать свой путь именно с онлайн тренингов. Вот лучшие курсы на русском языке:

  • Уроки от Школы программистов. Этот курс подойдет тем, кто ничего не смыслит даже в математике, не знает природу чисел, как представляется информация в компьютере и другие подобные моменты. То есть если вы считаете себя полным профаном, смотрите эти видеоуроки.
  • «Фундамент программирования» от EG Lab. Здесь расскажут о данном ремесле в целом, о разработке сложных задач и типах данных (всего три урока). Просмотр данных уроков будет отличным подспорьем, чтобы начать изучать какой-то конкретный язык в дальнейшем.

Рис. 9. Тренинг «Фундамент программирования» от EG Lab на YouTube

После просмотра этих курсов, необходимо переходить на уроки, посвященные какому-то конкретному языку или отрасли, выбранной вами.

Если вы знаете английский, это огромное преимущество, но только в том случае, если вы уже что-то знаете.

Курсов для тех, кто абсолютный ноль в данном вопросе, там почему-то не предоставляют (или их невозможно найти).

Зато есть курсы для конкретных языков. К примеру, есть Learn Java Simply, C++ Programming Tutorial for Beginners, How to program in C# — BASICS и многое другое.

Выбирайте тренинг в зависимости от направления своей деятельности.

Если вы просмотрели хотя бы несколько уроков, можно приступать к чему-то более значимому, изучению книг.

Язык ассемблера

Так как программировать на машинном языке — удовольствие специфическое, то программисты изобрели язык ассемблера. В этом языке каждая команда идентифицируется коротким именем (а не набором единиц с нулями), и переменными можно управлять через их имена. Таким образом, писать/читать код стало гораздо легче. Тем не менее, процессор все равно не понимает язык ассемблера напрямую. Его также нужно переводить, с помощью ассемблера, в машинный код. Ассемблер — это транслятор (переводчик), который переводит код, написанный на языке ассемблера, в машинный язык. В Интернете язык ассемблера часто называют просто «Ассемблер».

Преимуществом Ассемблера является его производительность (точнее скорость выполнения) и он до сих пор используется, когда это имеет решающее значение. Тем не менее, причина подобного преимущества заключается в том, что программирование на этом языке адаптируется к конкретному процессору. Программы, адаптированные под один процессор, не будут работать с другим. Кроме того, чтобы программировать на Ассемблере, по-прежнему нужно знать очень много не очень читабельных инструкций для выполнения даже простого задания.

Например, вот вышеприведенная команда, но уже на языке ассемблера:

Что я говорил студентам?

Полная фраза звучала так: «Я поставлю пятерку автоматом, если в конце семестра вы принесете мне программу, которую сделаете для себя».

Что за программа, значения не имеет. Главное, чтобы студент сам ею пользовался. Обычно студенты писали базы данных, проигрыватели аудио, простые игры.

И у всех, кто брался, получалось превосходно. Они знали программирование намного лучше тех студентов, кто решал учебные задачи.

В чем же секрет этого способа изучения программирования?

Когда новичок прослушал курс и пытается написать свою программу, то он вдруг понимает, насколько сложное это дело и сколько он еще не знает.

В этот момент начинает казаться, что программирование — это безумно сложное дело и ему с этим никак не справиться.

Совсем другое дело, если новичок сразу начал с программы, которая ему нужно. В этот момент включается мотивация: «Играть очень хочется!» и тогда новичок пишет пусть криво и косо работающую программу, которая хоть как-то шевелится.

Но хитрость в том, что если традиционный студент изучает все подряд, а потом все это забывает, то продвинутый студент изучает ровно то, что нужно для конкретной программы и сразу это пускает в дело. А то, что сделал своими руками — это не забудешь.

Как я сам узнал этот секрет

Дальше я рассказывал студентам секрет быстрого изучения программирования. Но как я сам узнал его?

Это было давно, когда я еще работал программистом в космической отрасли. У меня был приятель, который работал переводчиком. Мы иногда пересекались и обсуждали всякие IT-темы. Он был гуманитарий и слабо разбирался в компьютерах. Но он купил компьютер и у него было много вопросов.

Как-то во время очередной встречи он мне неожиданно сказал: «Я тут написал драйвер для джойстика!» Я поразился, написание драйверов — это весьма сложная задача. Как мог человек, который не знал программирования, написать драйвер?

А дело было так. Он купил джойстик, чтобы играть в компьютерные игры. Но в те времена была проблема драйверов. Не каждое устройство можно было запустить на компьютере, если не было соответствующего драйвера.

Мой приятель попал именно в такую ситуацию. Драйвера для его материнской платы не было. Но на дискете с драйверами прилагался текст драйвера на языке Си.

Хотя он не был программистом, но играть очень хотелось. Он взял инструкцию к материнской плате и стал сравнивать коды в инструкции с текстом программы драйвера. Он обнаружил, что отличаются только последовательность команд, а сами команды были похожи.

Дальше он стал разбираться с тем, как можно скомпилировать программу на Си, как она отлаживается. Все это было очень трудно. Но когда первый раз джойстик вдруг среагировал на нажатие кнопки, это была победа!

Шаг за шагом он добавил обработку всех команд и джойстик полностью заработал!

Весь этот процесс у него занял полгода. То есть гуманитарий, который и с компьютером-то разобрался только недавно, за полгода написал сложную программу.

Когда я его спросил:

— Как же ты так во всем самостоятельно разобрался?

Он ответил:

— Играть очень хотелось!

Так я узнал секрет быстрого изучения программирования.

Разработка под iOS

Особенности Swift. Фото с презентации Крейгом Федериги нового языка программирования на WWDC’2014.

Изначально разработка программ для Apple-устройств осуществлялась на языке Objective-C, затем в 2014-м на смену ему пришел специально созданный в Apple язык программирования Swift. Несмотря на то, что сегодня разработка iOS-приложений ведется на нем, знание Objective-C будет не лишним для программиста. Кроме лучшего понимания принципов работы приложений, которое даст его освоение, этот язык является и потенциальным первым шагом к освоению C — языка общего назначения, подходящего для широкого круга профессиональных задач, таких как разработка операционных систем, серверного программного обеспечения и драйверов устройств. Главной задачей, которую ставили перед собой создатели Objective-C было быстродействие языка при минимуме ошибок и сниженной нагрузке на оперативные мощности устройства.

Swift унаследовал и развил эти качества. Главные плюс Swift — скорость работы и простота в освоении. Минус — то, что этот язык предназначен строго для iOS-разработки. Впрочем, он отлично подходит и для того, чтобы стать первым языком начинающего программиста.

На освоение Swift потребуется около полутора месяцев. Если дополнить его изучением Objective-C, стоит заложить еще шесть–восемь недель.

Распространение iOS и Android на2017 год Источник.

Развиваться вне рабочих задач

Если вы получили заветную должность, не стоит думать, будто этого достаточно для развития. Нужно постоянно читать техническую литературу, статьи на профильных ресурсах и перенимать опыт коллег.

Программирование — это область, которая движется очень быстро. Если не читать литературу, вы отстанете от прогресса и не будете знать о новых решениях, которыми сейчас пользуется весь мир. А значит, через некоторое время просто станете никому не нужны как специалист.

Изучайте блоги разработчиков — отечественные и англоязычные, — читайте статьи на «Хабре» и других ресурсах, следите за новостями фреймворка, с которым работаете.

Разберите чужой код

Переписывая чужой код, исследуя каждую строчку на предмет ошибок, вы сможете лучше понять общую картину. Благодаря открытым исходникам кода, вы имеете возможность узнать всё, что угодно — продолжайте учиться, используя инкрементально-хакерский подход. Только не забудьте поделиться своим кодом, если вам удастся улучшить часть ПО.

Обзорные курсы по программированию: 

Курсы по алгоритмам:

7 бесплатных ресурсов для онлайн-обучения программированию
По теме
7 бесплатных ресурсов для онлайн-обучения программированию

10 популярных курсов по изучению JavaScript для крутой веб-разработки
По теме
10 популярных курсов по изучению JavaScript для крутой веб-разработки

Шаг второй. Выбор первого языка

Существует огромное количество языков программирования. По некоторым подсчетам их число уже достигло нескольких тысяч.

Согласно рейтингу журнала IEEE Spectrum наиболее популярными на сегодняшний день являются такие языки, как C, Java и Python. Ниже представлена первая десятка данного рейтинга.

Рис. 3. Рейтинг языков по версии IEEE Spectrum

Вообще, С – это один из самых простых языков, который дает основу всему остальному. Более того, его элементы используются во многих других системах и программах.

Но интересно, что в хороших учебных заведениях, а также на курсах студенты изучают языки в таком порядке:

1Pascal.

2C++.

3PHP и все, что связано с веб-программированием, а также SQL (это система, предназначенная для работы с базами данных путем запросов).

Дальше уже можно изучать все, что угодно, в зависимости от направления деятельности. Если коротко, существуют следующие варианты:

  1. Веб (разработка сайтов, онлайн систем и все, что с этим связано) – html (хотя его нельзя назвать полноценным языком программирования), PHP, Perl, Python, Ruby, Java, Groovy, а также технология ASP.NET.
  2. Пользовательское ПО (всевозможные программы вроде справочников, браузеров, мессенджеров и тому подобное) – Delphi, C, C++, C#.
  3. Пользовательское ПО для мобильных устройств – Java, Objective-C.
  4. Машинные разработки (работы с микропроцессорами и другими устройствами, проектирование робототехники) – Assembler, модификации С.

Кто-то также может внести в этот список так называемое программирование 1С. Не верьте профанам и ничего не знающим людям! Это совсем не программирование.

Когда вы познакомитесь с основами рассматриваемой работы, то поймете, почему так можно говорить.

Выбирайте то, что вам больше всего понравится.

Совет: Сделайте свой выбор сразу! Вы должны точно знать, в каком направлении будете развиваться и что изучать в дальнейшем.

Большинство специалистов также советуют начать свое обучение с Pascal. Такой вариант позволит

Вам написать самые простые программки и иметь общее представление о рассматриваемом ремесле в целом.

Можно сказать, что Паскаль – это некий мост. Человек, который просто хорошо знает математику, может перейти через него в мир программирования.

Внимание! В какую бы компанию вы не устроились после обучения, вас будут переучивать под себя. Поэтому вы должны просто понимать сам принцип написания программ

А для этого нет ничего лучше, чем Pascal.

Для чего нужно программирование

Мы убедились, что вся окружающая реальность описывается четкими алгоритмами и программами. Согласно научному консенсусу, большинство этих программ в живых организмах создано в результате эволюции. Но это вовсе не значит, что мы — люди — не можем создавать копии этих программ или абсолютно новые программы, которых раньше не существовало в природе. Конечно можем.

Где применяется программирование? С каждым годом оно охватывает всё большие области человеческой деятельности. Человек осваивает программирование автоматов и машин, которые по инструкции делают все, что нам нужно. Ученые научились программировать живые организмы, вирусы. Мы программируем растения, чтобы увеличить урожайность и защитить их от вредителей. Близки к успеху опыты по изменению генома человеческих эмбрионов, чтобы вносить улучшения в людей на стадии зародыша (лечить наследственные заболевания, выбирать мальчиков вместо девочек и т.д.).

Биоинформатика вносит свой вклад в программирование систем искусственного интеллекта (ИИ), которые распознают человеческую речь, понимают смысл слов, определяют объекты на фотографиях и видео и т.д. Из этих маленьких «кирпичиков» в будущем планируется создать «сильный» ИИ. Если он сможет самостоятельно эволюционировать, обучаясь на собранной информации, то бесконечное самообучение может привести человечество к технологической сингулярности, настоящему апогею компьютерного программирования. В этом случае созданная программа будет самосовершенствоваться настолько быстро, что станет недоступна нашему пониманию.

Технологическая сингулярность соответствует третьему закону Кларка, который можно наблюдать повсюду и в наши дни: «Любая достаточно развитая технология неотличима от магии».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector