Постановка цели по проекту

Бизнес-цели в рамках дерева целей

Бизнес-цели являются вершиной дерева цели – набора задач, которые ранжированы по важности и приоритетности. После того как цели первого уровня выделены, можно развивать вторичные уровни

Например, компания сформулировала бизнес-задачу для своего проекта: увеличить количество покупателей до N. 

В системе дерева целей бизнес-цели – это главные задачи, которые считаются наиболее сложными в реализации. Чтобы их упростить, руководство определяет оперативные и тактические задачи. Цели второго уровня – маркетинговые. Они являются подспорьем в достижении бизнес-целей. Отвечают на вопрос – как должна измениться ситуация, чтобы добиться заданной планки? 

Компания-пример на втором этапе работы с бизнес-целями задает себе такой вопрос: каким должно быть поведение целевой аудитории, чтобы их заинтересовал наш продукт? Получив ответ на вопрос, компания видит направления работы:

  • возможность изменить потребительскую базу;
  • предложить клиентам новые способы использования товара;
  • повысить лояльность к продукту компании;
  • привлечь новых покупателей за счет рекламы и продвижения. 

Увидев эти перспективы, руководство проекта формулирует маркетинговые цели. Например:

  • увеличить частоту покупок среди клиентов возрастной категории Х с доходом Y;
  • увеличить количество новых клиентов в возрасте Z;
  • увеличить частоту потребления товара – с одного раза в неделю до трех раз в неделю. 

Подобно бизнес-целям, маркетинговые цели формулируются однозначно, конкретно и с ограничением по времени. 

Третий этап детализации бизнес-цели – формулирование коммуникативных целей. В случае с приведенным примером (увеличение числа клиентов) руководство компании после маркетингового планирования задает такой вопрос: как должен вести себя потенциальный клиент после того, как увидел, услышал или столкнулся с рекламой? 

В данном случае в зависимости от ответов на вопрос фирма определяет, что и как она будет транслировать клиентам, по какие рекламным каналам и как часто. Затем выделяются базовые цели третьего уровня:

  • рассказать больше об использовании товара, донести до клиентов, что товар # 1 эффективнее работает в сочетании с товаром # 2;
  • повышение узнаваемости бренда. Каждый второй потенциальный клиент должен знать название бренда, узнавать товар этой марки по фирменной упаковке;
  • проработать и донести до потенциальных покупателей имиджевые характеристики товара. 

Оптимально установить сроки для реализации каждой подцели. 

Чтобы процесс достижения этих целей было удобнее контролировать, необходимо определить, на какие показатели лучше равняться. Например, охват рекламы, потраченный рекламный бюджет.

Ошибки при подготовке задач проектной (исследовательской) работы

Решая какие задачи необходимо решить в ходе выполнения проектной работы для достижения поставленной цели можно допустить ряд ошибок:

  1. Задач в проектной работе не может быть меньше 2-х так как проектная работа не может состоять из 1 главы или параграфа.
  2. Количество задач не соответствует количеству этапов, которые были реализованы в ходе выполнения проектной работы (обычно количество задач соответствует количеству параграфов, в некоторых случаях может быть незначительно больше или меньше).
  3. Указаны лишние задачи:
  • написание проекта;
  • подготовка каких-либо конкретных разделов проекта (Введения, Заключения, Списка использованных источников);
  • оформление проектной работы;
  • подготовка продукта проектной деятельности;
  • подготовка презентации и речи на защиту;
  • защита проектной работы.

Большое количество задачи, не следует делать их больше 10 (для начальной школы не более 6).
Лишний текст – в задачах не описываются конкретные пункты, не используется текст по теме работы, не ставятся сноски.
Копирование чужих задач – каждая работа индивидуальна, используя чужие материалы хорошего результата добиться не получится, кроме того, это плагиат.
Неправильное расположение задач во введении – они должны находиться сразу после цели.

Особенности подготовки задач проектной (исследовательской) работы

Рассмотрим особенности подготовки задач в проектной работе:

  1. Задачи проектной работы формируются после постановки цели и описывают, что конкретно необходимо будет сделать для её достижения.
  2. Задачи всегда указываются во «Введении» после цели.
  3. Количество задач должно соответствовать количеству параграфов в проектной работе, каждый параграф – это отдельная задача.
  4. Задачи в проектной работе всегда необходимо начинать со слов:
  • «Задачи:»;
  • «Задачи исследования:»;
  • «Задачи проектной (исследовательской) работы:».

После чего перечисляются задачи, каждая с новой строки.

Задачи в проектной работе должны располагаться в правильной последовательности, то есть в той же последовательности, в которой располагаются соответствующие им пункту в проектной работе.

Особенности подготовки задач в проектной работе

Задачи в проектной работе должны начинаться с глагола, тем самым показывая, что будет сделано на конкретном этапе выполнения проектной работы.

Примеры возможных глаголов, которыми можно начать характеристику задачи представлены ниже:

  • Выяснить
  • Доказать
  • Измерить
  • Изучить
  • Исследовать
  • Найти
  • Обобщить
  • Ознакомиться c
  • Описать
  • Определить
  • Познакомиться c
  • Показать
  • Получить
  • Предложить
  • Проанализировать
  • Провести анализ
  • Провести
  • Проработать
  • Проследить
  • Разработать
  • Рассчитать
  • Реализовать
  • Сделать
  • Собрать
  • Согласовать
  • Составить
  • Сопоставить
  • Сравнить
  • Узнать
  • Установить
Характеристика задач во введении проектной работы

Также для подготовки задач можно использовать такие конструкции:

  1. Изучить литературу по теме …
  2. Выяснить значение терминов …
  3. Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …
  4. Провести опрос / эксперимент /наблюдение/ анкетирование
  5. Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты
  6. Сделать выводы о …
  7. Познакомиться, понаблюдать…

Как составить цель проектной работы

Цель проекта напрямую зависит от выбранной темы, дисциплина, по которому выполняется проект, а также взаимосвязана с объектом и предметом, определённым во введении проектной работы (именно поэтому желательно объект и предмет определять перед целью).

Рассмотрим алгоритм составления цели проектной работы:

  1. Для удобства можно выписать отдельно на листок или напечатать в документ Word:
  • тему проекта;
  • предмет который определён во введении (не путать со школьным предметом);
  • объект который был составлен во введении.

Подобрать глагол или отглагольное существительное, который будет описывать то, что будет выполнено в ходе работы над проектном, например:

  • если будет только теоретическое исследование, можно использовать – изучить, выяснить, определить и т.д.;
  • если выполнение проектной работы подразумевает практическое исследование, это необходимо отразить в цели – исследовать, установить, определить и т.д.

Необходимо записать наиболее подходящий глагол для удобства можно на отдельной строке (можно даже несколько).

Простой вариант. Можно просто подставить после выбранного глагола объект исследования или тему проекта и исправить в склонения, на этом составление цели будет окончено, такой способ можно применять ученикам начальной школы, учащиеся других классов также имеют право так составить цель, но простота её формулирования может не устроить учителя (преподавателя).
Более сложный вариант. Необходимо определиться, что именно необходимо сделать в проектной работе для раскрытия темы и как именно её лучше раскрыть т.е. сформулировать цель таким образом, чтобы она отражала суть темы и включала в себя объект и предмет исследования при этом необязательно дословно повторять объект и предмет, но в цели обязательно должна фигурировать тема, возможно, немного перефразированная или расширенная.

Приведём пример сформулированной таким образом цели:

  1. Тема проектной работы: «Исследование воды, продаваемой в продуктовых магазинах города. Вредна ли она или же всё-таки полезна?».
  2. Объект исследования: «Бутилированная (негазированная) вода «Горячий Ключ», «Borjomi», «Donat», «Архыз», «Рычал-Су».
  3. Предмет исследования: «Качество бутилированной воды, её влияние на здоровье человека».

Целью работы может выступать:

Исследовать, вредна или полезна вода, продаваемая в магазинах города.

Итак, цель является расширенным вариантом объекта проектной работы то есть самым простым способом постановки цели в проектной работе является использование связки «глагол (действие) + объект проектной работы», но не желательно дословно повторять объект, при возможности необходимо его расширить или уточнить.

Сперва ставим цели, затем — задачи

Цели и задачи я разделила неспроста. До этого я не задумывалась о том, что это совсем разные сущности.

Дело вот в чём. Над проектом, как правило, работают несколько человек

Чтобы он развивался в правильном направлении, важно синхронизировать работу участников команды. Каждый должен понимать, что он делает, как и для чего, чтобы действия всех были направлены на достижение общих целей

Для синхронизации работы нужно разработать стратегию — пошаговый план действий, в котором прописаны цели, к которым нужно стремиться, и задачи — то, как команда целей будет добиваться. Каждый будет понимать свою зону ответственности и сможет работать согласно плану.

Цели — результаты, которых хочет достичь команда, то, ради чего происходит вся работа. Например, «Мы хотим увеличить число продаж через сайт на 50% по сравнению с прошлым годом с помощью таргета и инфлюенсеров». 

А задачи — пошаговый план по достижению этих целей. Например, анализ конкурентов, закупка рекламы у блогеров, создание инстаграм-аккаунта для продвижения бренда. Все эти задачи можно расписывать на день, чтобы постепенно решать самое актуальное, либо на более длительный срок, например, неделю. Как раз в предыдущей статье про недельное планирование я рассказывала о пирамиде Франклина — методике декомпозиции планов и целей, согласно которой есть 6 уровней планирования: план день, краткосрочный и долгосрочный планы, глобальные цели и т. д. Пирамида наглядно объясняет, что на каждом уровне у нас есть свои цели и задачи, которые помогают этих целей добиться. Расписывать цели на разные временные отрезки, контролировать процесс и анализировать успехи и неудачи — это здоровый подход к планированию.

Кстати, цели проектов имеют свойство меняться, потому что меняются интересы, направления развития и приоритеты команд и компаний. Некоторые задачи оказываются невыполнимыми или бессмысленными, а какие-то откладываются на неопределённый срок. Относись к этому спокойно — нельзя поставить цели, а потом всегда сидеть на месте, не перерабатывая их ни под каким видом.

Важно сформулировать цели и разработать стратегию по их достижению на начальном этапе — это поможет избежать недопонимания и ошибок, а следовательно — потери времени. Чёткие цели позволяют быстрее достигать результатов и оценивать свои достижения

Мне, например, это помогает работать эффективнее — я всегда знаю, что мне нужно сделать, чтобы добиться своей цели. Для этого я создаю пошаговый план — определяю, какие задачи помогут цели достичь, а также какие подзадачи помогут те задачи выполнить.

Как правильно и грамотно сформулировать цель и задачи написания курсовой работы

Написание курсовой работы, как правило, начинается с объяснения актуальности выбранной темы и постановки цели выполнения работы. Затем студенту следует заняться определением задач, которые должны подробно раскрывать цель написания курсовой работы и соответствовать изучению выбранной темы. Важным моментов написанного введения считается определение цели и задач исследования, раскрывающих проблемы, на рассмотрение которых направлен процесс выполнения курсовой работы.

Цели и задачи подчеркивают актуальность и значимость выбранной темы. Следует обозначать цель курсовой работы в соответствие с ее темой, задачи нужно формировать на основе составленного содержания курсовой работы. Необходимо отметить, что между целью и задачами есть прямая взаимосвязь, а, следовательно, они дополняют друг друга в рамках выполнения студентом конкретного курсового проекта.

Цели написание курсового проекта:

Целью написания курсовой работы является решение проблемы или получение ответа на поставленный вопрос, который должен быть обозначен в актуальности.

Если формировать цель в качестве процесса, то это будет неправильно. Такая трактовка цели как «Изучение экономических показателей» будет считаться неверным вариантом.

Задачи поставленные при написании курсовой работы:

Постановка задач исследования по определенной (выбранной) теме курсовой работе осуществляется согласно поставленной цели, они представляют собой ряд, как правило, четыре или пять конкретных последовательных этапов (путей) решения основной проблемы. Курсовая работа должна содержать теоретическую и практическую часть, это должно отражаться и в задачах написания работы.

Задачи курсовой работы взаимосвязаны друг с другом, поэтому они располагаются последовательно раскрытию теоретического и практического материала и соответствуют составленному содержанию работы.

Приведем несколько конкретных примеров определения целей и задач для курсовых работ.

Если выбранная тема курсовой работы по экономике

«Инфляция как социально-экономический процесс, проявляющейся в периоды макроэкономической нестабильности».

В цели написания работы требуется изучить инфляцию как социально-экономический процесс и определить факторы, вызывающие ее рост в периоды макроэкономической нестабильности.

Согласно поставленной цели в процессе написания курсовой работы решаются несколько основных задач:

— рассмотреть понятие инфляции, обозначить причины и формы ее проявления;

— охарактеризовать специфику увеличения инфляции в России для периодов макроэкономической нестабильности в ХХ веке;

— провести анализ причин современной инфляции в России и факторов, влияющих на ее рост, и выявить пути реализации эффективной антиинфляционной политики.

Когда тема курсовой работы по праву обозначена следующим образом «Правовой режим земель лесного фонда»,

то целью ее выполнения будет провести исследование правового режима земель лесного фонда.

В процессе написания данной курсовой работы должны решаться следующие задачи:

— рассмотреть понятие земель лесного фонда, их состав и виды;

— изучить правоотношения, возникающие в области охраны и использования земель лесного фонда;

— охарактеризовать право собственности и пользования лесными участками, включенными в составе земель лесного фонда;

— раскрыть отличительные черты понятий охрана и защита лесов в правовых основах согласно законодательству РФ.

Так для темы работы по педагогике: «Воспитательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ)»,

целью можно обозначить «Выявить педагогические методы и определить последовательность построения воспитательного процесса на примере дошкольного образовательного учреждения (название)».

Для данной курсовой работы будет поставлен ряд следующих задач:

— изучить психолого-педагогические материалы по ведению воспитательного процесса;

— рассмотреть основные понятия, раскрывающие проблемы исследования (воспитательный процесс, дошкольное образовательное учреждение, педагог, работающий в системе дошкольного образования);

— изучить построение воспитательного процесса ДОУ (название) и исследовать результаты его влияния на детей младшего дошкольного возраста;

— провести разработку практических рекомендаций для усовершенствования воспитательного процесса ДОУ (название).

Другие критерии правильной цели

Есть другие подходы к постановке целей по проекту. Считается, что реализация проекта должна положительно повлиять на общее развитие компании. Это соответствует подходу, при котором составляется дерево целей. В этом случае целей по одному проекту может быть несколько. Они должны охватывать такие направления работы компании:

  • инновации;
  • команда сотрудников;
  • окупаемость.

В идеале новый проект должен привносить инновации во все сферы деятельности компании: в маркетинг, продажи, продукт и в систему организации персонала. Цели проекта могут затрагивать маркетинг следующим образом:

  • увеличивать приход клиентов с уже используемого канала аудитории;
  • увеличить число рекламных площадок;
  • изменить дизайны сайта или рекламных объявлений на офлайн-площадках;
  • усовершенствовать фирменный стиль, чтобы повысить узнаваемость.

Когда реализация проекта влияет на продажи, могут быть такие цели:

  • формирование должности ответственного лица – руководителя отдела или просто менеджера с более широким кругом задач;
  • автоматизировать продажи, чтобы снизить значимость менеджера или консультанта.

Инновации могут касаться улучшения продукта. Если это сложный продукт, в рамках нового проекта можно поработать над улучшением отдельных технических характеристик. Но даже если компания предлагает товары повседневного спроса, можно поставить такие цели по проекту:

  • улучшить упаковку;
  • добавить дополнительные опции;
  • снизить себестоимость;
  • заменить материалы на более качественные;
  • сократить потери и брак на производстве.

Чтобы реализация проекта положительно повлияла на организационную систему, можно поставить такие цели:

  • автоматизировать бизнес-процессы – прием заявок или сбор отчетов;
  • усовершенствовать должностные инструкции для сотрудников, которые заняты в реализации проекта.

Второе направление работы компании – работа с персоналом. Цели по проекту должны затрагивать найм персонала, обеспечение новыми задачами, создание новой системы мотивации и возможность продвинуть по карьерной лестнице наиболее продуктивных работников. 

Третий пункт, который важен для постановки целей – эффективность проекта. Чаще всего эффективность выражается в чистой прибыли, которая получена после реализации проекта. Чтобы правильно поставить цель по прибыли, необходимо заранее просчитать расходы, заложить непредвиденные траты. 

Теперь, когда по каждому направлению работы прописано несколько целей, их необходимо ранжировать по срокам. Тогда необходимо формулировать такие цели по проекту:

  • краткосрочные – те, которые должны быть достигнуты в ближайшие полгода;
  • краткосрочные – цели, которые необходимо реализовать в 6–12 месяцев со дня постановки;
  • долгосрочные – цели, которые должны быть реализованы в ближайшие 1–3 года. 

Например, проект затрагивает работу с персоналом. В рамках этой сферы поставлены цели. Их можно ранжировать следующим образом:

  • краткосрочная цель – составить должностную инструкцию, придумать систему мотивации персонала по системе KPI с учетом новых важных показателей, начать поиск новых работников;
  • среднесрочная цель – начать поощрять инициативных менеджеров, перевести всех на новую систему мотивации;
  • долгосрочная цель – по результатам работы в рамках проекта выделить трех наиболее продуктивных менеджеров и предложить им переход на более высокую должность.

Как правильно ставить задачи чтобы добиться желаемой цели

Сначала мы выбираем цель, потом концентрируем на ней свое внимание. Вот он желанный результат, ради которого мы готовы стараться и сворачивать горы. Затем мы оцениваем свои реальные возможности, ведь только так мы можем плодотворно работать и адекватно действовать для достижения цели

Теперь можно выстраивать цепочку задач, исходя из цели и заданного направления.

Затем мы оцениваем свои реальные возможности, ведь только так мы можем плодотворно работать и адекватно действовать для достижения цели. Теперь можно выстраивать цепочку задач, исходя из цели и заданного направления.

Казалось бы, можно скорее приступать к осуществлению заветной цели! Но это тот случай, когда лучше дольше готовиться, но потом быстро все сделать. Поэтому сначала нужно придумать план и определить задачи, которые будут конкретными шагами на пути к цели. Каждая задача должна приближать нас к цели, маленькими, но уверенными шагами.

Каждая задача может быть разной, но она ведет к одному результату. Сверяясь с планом, мы не уйдем в сторону и не сделаем ничего лишнего на пути к цели. Каждый раз, выполнив задачу, мы сравниваем нынешнее положение дел с тем, что мы хотим получить. Мы чувствуем удовлетворение от выполненной работы, так как мы видим, что стали ближе к цели.

Иногда на пути мы встречаем препятствия или что-то оказывается не таким, как мы думали. Тогда мы можем корректировать задачи, что может вызвать необходимость изменения связанных с ней других задач, хотя может не изменить наш план

Важно проверять актуальность плана, исходя из выполненных задач и актуальности желаемого результата. Возможно, в процессе вы поймете, что вы хотите изменить цель, тогда и план придется изменить, но ничего страшного, ведь жизнь всегда просит изменений, это и дает нам ощущение неповторимости нашей жизни

Бывают цели, которые выполнить легко и быстро. Достаточно выполнить несколько задач, и мы получим то, чего так страстно желаем. Однако на осуществление некоторых целей может уйти много времени. Чтобы не потеряться на пути к результату, нужно ставить подцели к нескольким задачам.

Пирамида целей и задач проекта

Подведем некоторые итоги предыдущих разделов. Универсальным контекстом любого управления является опора на три вида средств: целей, задач и проблем. Все они выстраиваются в архитектуры древовидного типа (имеющие нисходящие ветви, как у деревьев). Нижние (разветвленные) уровни деревьев целей, задач и проблем тяготеют друг к другу. Три плоские пирамиды названных деревьев в управлении присутствуют всегда, имея единый фундамент, они параллельны.

Однако наиболее полноценно выстроено может быть только дерево целей, потому что это самая простая процедура из трех. Подлинные задачи легче всего формулируются на верхнем уровне соответствующего дерева, но под них сложнее всего найти ответственные ресурсы (исполнителей). Корневую проблему на верхнем уровне дерева проблем разглядеть крайне сложно, потому что она сокрыта за множеством фактов и событий, являющихся лишь симптомами.

И только, когда дерево целей удается развернуть до уровня, и нижестоящая цель обретает однозначный результат, под нее появляются ресурсы, а среди них – ответственные ресурсы (персонал), низовые проблемы начинают естественным образом «отваливаться». Намерение обретает силу, события начинают выстраиваться в логическую последовательность, а «пазлы» задач более высокого уровня – складываться в гармоничную картину результатов, приводящих к цели.

Поэтому в парадигме проектного управления объединенная пирамида целей и задач выглядит как треугольник, верхнюю часть которого венчают миссия и стратегические цели проекта, а нижнюю часть определяют задачи и этапы проекта, опирающиеся на работы. Нужно только помнить, что задачи, цели и проблемы – категории статические. Они уже есть здесь и сейчас (проблемы) и выстроены в будущем как некие событийно-результирующие точки, адекватные в понимании: достигнуто или не достигнуто (задачи и цели). В то же время, этапы и работы – категории динамические, процессуальные, они ценны внутренним содержанием, имеют начало и конец, управление и механизмы реализации (методология IDF0).

Модель пирамиды целей и задач проекта

Иерархическая модель организации и проектная модель по природе идентичны. Деятельность компании начинается с видения и миссии, независимо от формализации. Стратегические цели компании структурируются и в низовой развертке представляют собой перечень стратегических инициатив и мероприятий, часть из которых составляют проекты развития. Верхняя часть проектной модели родственна стратегии компании, ее блоками являются миссия проекта и дерево целей проектной реализации. Дерево целей выстраивается сверху от стратегических целей проекта к целям такого уровня проработки, на которых команда проекта и ее члены смогут принять ответственность за результаты на себя. На основе представленной логики уже можно детализировать метод формирования дерева и описывать правила, соблюдение которых необходимо.

Принципы проектного планирования

Принимаемые решения и предпринимаемые действия в сфере проектного планирования основываются на нескольких важных принципах:

Принцип целенаправленности. Выражается в том, что проект направляется на достижение конечной цели инициатора проекта (человека, группы людей, организации и т.д.)
Принцип системности. Предполагает, что проект управляется как единое целое со своими особенностями формирования и развития, но в то же время может быть разбит на подсистемы с последующим их изучением, т.к. все они взаимосвязаны и воздействуют друг на друга и на весь проект. Это позволяет найти и создать полезные связи подсистем и их эффективные соотношения, представить качественные и количественные оценки процесса реализации всего проекта и его отдельных элементов.
Принцип комплексности. Согласно ему, явления рассматриваются с учетом их зависимости и связи, применяются разные методы и формы управления, рассматривается вся совокупность целей проект-менеджмента на различных уровнях и в различных звеньях, отдельные элементы увязываются между собой и соотносятся с основной целью проекта.
Принцип обеспеченности. Означает, что все предусматриваемые проектом мероприятия должны быть укомплектованы всеми требующимися для их реализации ресурсами.
Принцип приоритетности

Говорит о том, что при разработке проекта и его реализации основное внимание должно уделяться первостепенным задачам, обусловленным общей концепцией стратегического развития.
Принцип экономической безопасности планируемых мероприятий. Экономическую безопасность следует рассчитывать, беря за основу вероятность возникновения потерь и убытков как итога неосуществления события, намечавшегося проектом

Никакие нововведения в работе не могут исключать риска, по причине чего в практике разработки и планирования проекта нужно не избегать рисков, а сознательно идти на оправданные риски с целью их снижения до максимально возможного уровня.

Кроме принципов, которые мы назвали, важно учитывать еще и согласованность задач и интересов всех задействованных в разработке и реализации проекта лиц и своевременность достижения поставленных целей в назначенные сроки. Учитывая особенности планирования проекта и вышеназванные принципы, можно переходить к следующему не менее важному вопросу – разбиению проектных работ на составляющие

Учитывая особенности планирования проекта и вышеназванные принципы, можно переходить к следующему не менее важному вопросу – разбиению проектных работ на составляющие

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector