Простыми словами о бюрократии

Теории бюрократии по Мертону и Гоулднеру

Основная идея в теории бюрократии Мертона и Гоулднера – это побочные эффекты бюрократии, связанные с появлением в обществе ее дисфункции, проявляющейся в подмене целей деятельности ее средствами. В результате все преимущества, связанные с бюрократией, становятся тормозом на пути к рациональному поведению. Такое рациональное организационное устройство как бюрократия порождает внутри себя иррациональные элементы. Р.Мертон выделял следующие негативные проявления бюрократии в обществе:

Люди утрачивают способность принимать собственные решения и вынуждены руководствоваться решениями, навязанными свыше;
Представители бюрократии отказываются от креативного и неординарного мышления, личностного роста и развития;
По причине беспрекословного следования формальным правилам и разработанным руководствам к действию их соблюдение выносится на первый план и становится наиболее важной задачей организационной деятельности;
Руководящие должности занимают безволевые личности, которые имеют стереотипное мышление, с отсутствием воображения и творческого потенциала, гибкости и лояльности в применении официальных норм;
Результатом такой бюрократической деятельности является возвышение и превосходство все тех, кто имеет доступ к власти;
Вся бюрократическая каста становится замкнутой;
Решение всех вопросов происходит без учета ситуации, которая сложилась в данный момент времени;
Безнаказанность бюрократической системы, поскольку есть возможность сослаться на соответствующее правило или инструкцию;
Отсутствие гибкости любой бюрократической организации с внешней средой.

Гоулднер развивал идеи Вебера и выделил два типа бюрократии:

  1. Представительная: основной опорой власти являются ее знания и умения;
  2. Авторитарная: опора на санкции, прав тот, кто имеет власть, власть и есть закон, повиновение становится самоцелью.

Социология является наукой, в которой тема бюрократии наиболее разработана.

Причина: проникновение бюрократии во все сферы общественной жизни. А. Тоффлер считает, что бюрократия имеет три основные черты: стабильность, иерархия, разделение труда.

Социология обосновывает тот факт, что единственной перспективой развития общества является бюрократия, поскольку она – наиболее работоспособная и приемлемая форма управления. И главной задачей современного управления становится изменение роли бюрократии на основе руководства теми принципами, которые разработал в свое время М.Вебер. Достижение этой цели возможно при изменении установок представителей бюрократии и провозглашении корреляции их благополучия и карьеры с конечным результатом деятельности организации.

Достичь эту цель предоставляется возможным только в случае изменения целевых установок бюрократов и руководства принципом соотношения их благополучия и карьерных достижений с конечным итогом организационной деятельности.

О понятии

«Бюрократия» происходит от французского bureau «бюро, канцелярия» + греческого кράτος «господство, власть». Если переводить дословно, то получается – власть, или господство канцелярии. Иными словами, власть людей, находящихся во главе административных органов и отдающих полномочия в форме приказов, распоряжений, указаний и т.п.

Если «переводить» на человеческий язык, то бюрократия – это система, основанная на документировании: каждое действие должно быть оформлено официально с помощью справок, выписок, договоров, соглашений и прочих документов.

Все это нужно для того, чтобы любой человек в последствии мог доказать свою правоту в том или ином вопросе в случае возникновения спорных ситуаций.

Несмотря на то что сам термин появился только к середине 18 века, истоки зарождения концепции этой системы идут со времен появления письменности.

Выходит, что зачатки бюрократизма были уже в Древнем Египте, Древнем Китае, Римской империи. В России родоначальником бюрократии считают Петра I.

Сущность бюрократии и бюрократизма

Бюрократия – сложное социальное явление. Ее роль в демократической системе неоднозначна. Бюрократия несет в себе угрозу демократической политической структуре и тем политическим деятелям, которые руководят ею. В то же время, могущественная и независимая бюрократия, необходима для предотвращения политической коррупции и для сохранения самих демократических процедур.

Бюрократия (от франц. – канцелярия и греч. – власть), одна из форм осуществления властных функций в усложняющемся обществе, важный элемент механизма и социального регулирования в условиях экспансии публичной власти и роста численности управленческого аппарата.

Бюрократия в сознании многих имеет отрицательный смысл. Но буквальный перевод слова бюрократия с французского и греческого означает господство канцелярии. Главная черта бюрократии и бюрократа (лица, принадлежащего к бюрократии, т.е. канцелярии), в частности — формализм.

Вопрос о формализме в государственной службе, следовательно о бюрократии, является весьма актуальным. Не быть формальным — значит открыть путь к нарушениям буквы и духа закона, его сути. Поэтому формализм, ведущий к четкому следованию закону, есть позитивный формализм. Отсюда и бюрократия, как объективно необходимая государственная служба, в определенной мере должна быть терпимой обществом.

Феномен бюрократии был исследован в начале нашего века М. Вебером, в концепции которого эффективность бюрократии выступает ее сущностной характеристикой, а само это понятие приобретает позитивное значение. 

Понятие “бюрократизм” может рассматриваться с трех позиции:

    1. как концентрация в корыстных целях реальных рычагов власти в руках работников специализированного аппарата;
    2. как бюрократическая система аппаратного властвования и управления;
    3. как стиль управления.

Опасность бюрократического сопротивления реформам заключается в широких возможностях бюрократии тормозить процесс демократических преобразований в любом обществе.

Очевидно, что ядро бюрократической системы ценностей образует карьера, с мыслью о которой сопоставляются все помыслы и ожидания, тесно связаны статус и престиж служащего. Другим важным элементом бюрократической системы ценностей выступает самоотождествление служащего с организацией, служение организации как средству достижения собственной выгоды.

Бюрократизм – это общественное отношение, присущее сфере управления и складывающееся между управленческими структурами и массами населения.

Из массы противоречий, существующих в управлении, необходимо выделить главное:

Бюрократическая иерархия порождает губительные для управления противоречия между желаемым и действительным в оценке объективной реальности, а следовательно, и между словом и делом, что в свою очередь является одной из важнейших характеристик бюрократизма в системе общественных отношений.

Поскольку инструкции создаются на базе прецедента, документы, отражающие прошлый человеческий опыт, становятся для бюрократов единственной универсальной мерой, под которую подгоняются текущие дела. Поэтому, даже ясная, как день, действительность, кажется чиновнику иллюзорной по сравнению с действительностью, засвидетельствованной в актах.

Производными обозначенных выше противоречий являются такие характеризующие бюрократизм черты, как некомпетентность и бумажный фетишизм.

Одной из существенных черт бюрократизма является стремление к монополии власти и управления.

Не секрет, что решения различных звеньев управления отражаются в первую очередь на положении членов общества, которые их реализуют. Негативные социальные последствия неэффективных управленческих решений компенсируются также за счет масс, что встречает их естественное противодействие. Отсюда исконное стремление чиновничества не допустить реальных социальных оценок управления и вмешательства в эту сферу широких масс, так как это может привести к разрушению самой системы.

Обозначенные выше противоречивость, внутренняя нестабильность процесса управления вообще, являются, по мере развития, нарастания того или иного противоречия источником повышенной конфликтности социального управления, его бюрократизации.

Несовершенство бюрократической системы

Также ни для кого не секрет, что отбор на высокую должность чиновника-бюрократа иногда не позволяет получить место наиболее компетентным людям и также далеко не всегда не всегда предотвращает назначение абсолютно некомпетентного человека (особенно если это в интересах вышестоящего руководства). Но самым неблагоприятным и печальным последствием является то, что основной заботой такого бюрократа становится соблюдение разных формальностей. Они почему-то очень быстро забывают, что их работа заключается в том, чтобы как можно лучше выполнять порученные им обязанности. В устоявшейся организованной системе государственной гражданской службы получение более высоких должностей зависит, главным образом, от выслуги лет. Поэтому можно заметить, что чаще всего руководители разных государственных учреждений – это, в основном, люди пожилые, умудренные опытом, которые знают, что через несколько лет их уволят на пенсию. Проведя большую часть жизни в положении подчиненных, они напрочь лишились инициативы и энергии что-то делать для блага других людей. Поэтому они, конечно, всеми силами избегают разных нововведений и улучшений и на любой новый проект преобразований смотрят как на нарушение своего спокойствия. Их непреклонный консерватизм сводит на нет все попытки правительства приспособить данную службу к изменившимся условиям. Во всех странах, где прочно укоренилась бюрократическая система управления, люди обычно говорили: “Правительства сменяют друг друга, а учреждения остаются навсегда”. Так это и есть по сей день.

В своем большинстве бюрократы были, конечно, достаточно посредственными людьми. Но в то же время среди них встречались и талантливые люди (выдающиеся художники, писатели и музыканты). Так или иначе, когда отсутствуют важные критерии оценки, которые могли бы безусловным образом подтвердить успех или неудачу бюрократа при исполнении его служебных обязанностей, это создает неразрешимые проблемы. Это, конечно, уничтожает инициативу и у человека исчезают стимулы делать больше необходимого назначенного минимума. Как следствие, это заставляет бюрократа больше беспокоиться за формальность и следить за бесконечными инструкциями, чем за материальным и реальным успехом.

Мы коротко рассмотрели бюрократ.

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.
.

Бюрократизм в современной России

В современной России негативные стороны бюрократизма проявляются достаточно ярко. Одной из его важных характеристик является его паразитический характер. Труд чиновника, если он в результате не даёт продукта в виде эффективного управления, является бессмысленным.

В итоге, это и не труд вовсе, а его имитация. Идеалом высокопоставленных представителей бюрократического аппарата предстаёт издание нормативных актов, принуждение к их исполнению без допуска какого-либо контроля. То есть, политический интерес бюрократии – в осуществлении и защите своего монопольного правления.

Недостатки бюрократии

Их несколько.

  1. Во-первых, это то самое «форма ради формы». Бумаг бывает слишком много. Иногда такая волокита создается только для имитации активной деятельности тех или иных работников. Верхи отчитываются еще более крупным верхам о том, что они трудятся в поте лица своего и передают кучу отчетностей, которые чаще всего готовят мелкие сотрудники. Яркий пример – рядовые врачи и учителя. Вместо того чтобы выполнять свои прямые обязанности, они заполняют бумажки для отчетностей.
  2. Второе – необходимость долго и муторно ходить по инстанциям, собирать кипу документов, стоять в очереди, ждать, пока будут готовы предыдущие документы, чтобы заказать на их основании следующие. В итоге проблемы, которые требуют немедленного решения, затягиваются надолго. Иногда бюрократические препоны доходят до абсурда: к примеру, до сих пор есть такая практика, где инвалиды ежегодно обязаны доказывать, что они инвалиды, чтобы им не отменили пенсию и выдачу лекарств. Вряд ли люди с ампутацией конечности или страдающие сахарным диабетом в восторге от данной стороны бюрократии.
  3. Еще один недостаток – коррупция. Порой нам предлагают заплатить за более оперативное реагирование. Да что скрывать, часто нам самим проще заплатить за ту или иную бумажку, нежели стоять в очереди или ждать неделями изготовления документа. Из-за такой строгой иерархии бывает сложно решать вопросы: низы не вправе действовать, поскольку не уполномочены в этом, а до верхов не достучаться.

Три вида бюрократии

Классическая. Это когда на вершине человек с хорошими навыками управленца. Например, я учился в вузе, где ректором был бывший генерал-майор МВД. Да, он кандидат технических наук, но все-таки он 30 лет работал не в науке, а в МВД.

Люди с профессиональными навыками в классической бюрократии, конечно, тоже есть, их большинство, но они всегда подчиняются верховному «управленцу».

Мне рассказывали про кафедру, которую пять лет возглавлял доктор наук. Он был великим ученым, но с людьми работать вообще не умел. Он все время давал не те поручения не тем людям, не мог нормально отчитываться вышестоящему руководству, вовремя решать проблемы. Через пять лет его сместили.

Поэтому, наверное, и стоило делать ректором генерал-майора, а не ученого.

Профессиональная. Когда управляют именно профессионалы в своей сфере, а не просто хорошие управленцы.

Адхократия. Когда нет жесткой иерархии, низы могут решать проблемы не хуже верхов, если будет нужно. Адхократия очень гибкая, эффективная, но в ней может легко возникать хаос и всеобщая путаница.

Теократия

Теократия — это общественно-политический строй, при котором главенствует определённая религиозная идеология. Она диктует не только законы, но и обычаи нации, и по большей части в законодательстве повторяются постулаты определённого Священного Писания. Руководящие посты чаще всего занимает духовенство.

В теократии навязываются практики, которые не соответствуют современным социальным и этическим стандартам, ввиду того что основной закон — Священное Писание — был создан в те времена, когда данных свобод не существовало, и руководители, связанные рамками, не могут выйти за пределы постулатов. Общественная жизнь в теократии также регулируется Священным Писанием.

Одним из самых известных теократических государств является Иран после исламской революции. Страной правит аятолла — духовный лидер, который распределяет полномочия между другими религиозными лидерами. Несмотря на наличие демократических институтов, таких как выборы, президент должен подчиняться аятолле.

Разновидности бюрократии

Исследователи рассматривают три разновидности бюрократии:

  1. Классическая;
  2. Профессиональная;
  3. Адхократия;

3.1. Классический тип

В классическом типе бюрократии случае задачей является выполнение общих управленческих задач на основе следования общепринятым правилам.

  • Деятельность происходит в соответствии с унифицированными правилами и процедурами.
  • Организация работы с течением времени не меняется.
  • Управление осуществляется централизованно.
  • Каждый участник системы действует на основе разделения труда и имеет свои чётко определённые функции.

Перечисленные факторы способствуют эффективности решения поставленных задач. Сильной стороной такого варианта бюрократии является эффективная организация работы на основе простоты и понятности каждого действия, включённого в систему.

  • Люди, которые трудятся в составе этой системы имеют слабую мотивацию, что существенно снижает эффективность работы.
  • Поскольку в большинстве случаев обязанности являются простыми и чётко определёнными, профессиональные и творческие способности играют незначительную роль. В такой деятельности им трудно найти какое-либо применение.
  • Слабым местом в функционировании классической бюрократии является возникновение сложных и непредвиденных ситуаций, требующих нестандартного подхода. Часто в таких условиях действия не являются эффективными, так как они не предусмотрены установленными правилами и требуют нестандартных подходов и решений.

Такая форма работы активно применяется в сфере государственного управления и активно используется в работе бюджетных организаций и предприятий, которые находятся в государственной собственности.

3.2. Профессиональные бюрократические структуры

Профессиональная бюрократия имеет свои преимущества, связанные с чёткой организации деятельности. В рассматриваемом типе структур они соединяются с теми, которые основаны на профессионализме и использовании интеллектуального потенциала работников.

Отличительными особенностями профессиональной бюрократии являются:

  1. При определении конкретного способа организации работы и функций отдельных сотрудников основную роль играют стоящие перед бюрократической структурой задачи.
  2. При этом походе к управлению распределение обязанностей между сотрудниками менее формально по сравнению с классическим типом.
  3. Каждому начальнику на участке, за который он отвечает даётся большая степень самостоятельности в принятии решений.
  4. Для сотрудников является характерным высокий уровень компетентности.
  • Профессиональная бюрократическая система способна эффективно решать различные типы задач, в том числе нестандартного типа.
  • Высокая степень мотивации не только отдельных сотрудников, но и организации в целом.
  • Организация работы такова, что сотрудникам даётся возможность в своей работе применять творческий подход.

В этой структуре власть предоставляется не только посредством административных методов, но и на основе способностей, уровня экспертности

Здесь осуществление руководства требует высокого уровня компетенции, что не всегда является достижимым.
В такой организации особенно важно найти подходящих сотрудников, у которых имеется соответствующий уровень профессионализма. Однако это не всегда осуществимо в полной мере — не всегда есть возможность найти профессионала.
Если отсутствуют перспективы развития, то это приводит к снижению уровня мотивации.

Такой вариант организации является более эффективным. Однако для своего функционирования он требует найма квалифицированных и людей творческого склада, эффективное руководство которыми требует высокого профессионализма руководителей.

3.3. Использование адхократии

Этот вид бюрократической организации можно рассматривать в качестве наименее формального варианта. В этом случае осуществляется временное объединение специалистов для решения конкретных задач. Для этого привлекают таких сотрудников, знания и опыт которых могут пригодится для выполнения работы.

При организации работ таким образом обычно отсутствует чёткая иерархия сотрудников. Форма организации работы выбирается такой, которая наилучшим образом будет соответствовать выполняемым задачам.

Типы бюрократии

Классическая или аппаратная

Соответствует модели, которая построена М.Вебером. Для этого типа характерно минимальное использование работниками собственных знаний и опыта в управлении, нежелание повышать свою квалификацию, поскольку основной обязанностью является четкое выполнение своих функций, а роль управленцев в организации очерчена строгими рамками.

Аппаратная бюрократия характерна для:

  • министерств и ведомств;
  • учреждений государственного или муниципального управления;
  • организаций со стабильной структурой и нединамичными отношениями с макросредой.

Основные достоинства:

  • Стабильность и отсутствие хаоса;
  • Четкая специализация;
  • Унификация и стандартизация всех процессов, что уменьшает вероятность ошибок и промахов;
  • Гарантия надежности управления;
  • Формальные правила и нормы обеспечивают слаженность деятельности.

Недостатки:

  • Ведет к бюрократизму;
  • Отсутствие стимулов и мотивационных механизмов деятельности;
  • Игнорирование умственных способностей и особенностей психики работников;
  • Принятие неадекватных и несвоевременных решений из-за неэффективности этого типа бюрократии в условиях динамичности и неопределенности окружающей среды в случае возникновения нестандартных ситуаций.

Профессиональная

Деятельность управленцев по-прежнему ограничена ролевыми рамками, но предполагает наличия глубоких профессиональных знаний в специальных областях деятельности.

По сравнению с аппаратной бюрократией профессиональная:

  • Имеет более высокую степень компетентности;
  • Учитывает не только сам управленческий процесс, но и условия его осуществления;
  • Обладает меньшей формализованностью;
  • Имеет большую свободу в принятии решений в рамках своей деятельности, поскольку высшее руководство не настолько компетентно в решении узкого круга специфических вопросов;
  • Использует группирование рабочих мест по функциональному и иерархическому принципу.

Преимущества:

  • Позволяет решать неординарные задачи, поскольку требует от исполнителей глубоких профессиональных знаний;
  • Повышение мотивации работников в решение не только личных вопросов, а групповых и общих;
  • Меньший контроль со стороны высшего руководства, что дает свободу в проявлении творческих способностей.

Недостатки:

  • Требует больших вложений в постоянное повышение образовательного уровня работников;
  • Снижение эффективности в условиях неизменности внешней среды;
  • Необходимости применения более сложных форм применения власти: использование, кроме принудительной и вознаградительной, экспертной и информационной власти.

Адхократия (от латинского «ad hoc» – специальный и греческого «kratos» – власть)

Возникла относительно недавно в начале 70-х годов ХХ века. Это понятие применил А. Тоффлер для организационной структуры временных рабочих групп, которые создаются для решения какой-то одной задачи или выполнения одного проекта.

Адхократия является аппаратом управления, который состоит из профессионалов, четко выполняющих свои функциональные обязанности. Это своеобразная адаптивная структура, способная к быстрым изменениям в зависимости от круга вопросов, которые необходимо решить в данный момент. Каждый раз подбираются специалисты с необходимыми в данной ситуации знаниями. Адхократия в отличие от двух предыдущих типов бюрократии:

  • Не имеет строгого разделения труд и четкой иерархии;
  • Обладает минимальной формализацией деятельности;
  • Способна к быстрому реагированию на изменения во внешней среде.

Важно! Девиз этого типа бюрократии: максимум гибкости и адаптивности. Адхократия не имеет большинства недостатков, присущих классическому и профессиональному типам

Ее эффективность в современных условиях гораздо выше и за ней перспективное будущее.

Система ценностей адхократии представлена карьерными амбициями, самоидентификацией работников с организацией, служением организации для достижения собственных целей.

Основные признаки бюрократии:

  • Противоречие между объективно общественным характером управления и субъективным методом его осуществления. Управление должно отражать волевое желание всего общества, а не локальной группы профессионалов-управленцев;
  • Монополизация власти и управления;
  • Нетерпимость контроля над чиновниками;
  • Реализация и защита монопольного осуществления властных функций;
  • Паразитическая сущность, поскольку это труд, который не создает никакого товара, но является оплачиваемым.

Диктатура

Диктатура — это общественно-политический строй, где нация управляется одним человеком и отсутствуют демократические процессы. Как правило, диктатором является харизматичный лидер, «вождь», власть которого, в отличие от монархии, не идёт от Бога, а берётся им благодаря определённым заслугам и качествам. Чаще всего диктатуре предшествует демократия с чередой непопулярных у народа правителей.

Одним из самых ярких ответвлений диктатуры является военная диктатура, где вся власть находится в руках военной элиты. Чаще всего в военных диктатурах закон и порядок ставятся выше надлежащих правовых процедур, а также гражданских и политических свобод, а оппозиция подавляется жёсткими методами.

Примером диктатуры является современный Таиланд, где в 2014 году после массовых протестов против правительства были аннулированы выборы, и начался хаос в политической власти. Создавшийся вакуум власти позволил генералу Праюту Чан-Оча объявить военное положение, распустить сенат и взять контроль над страной в свои руки. После этого были урезаны некоторые свободы, к примеру: введён общенациональный комендантский час, наложен запрет на политические собрания, взяты под контроль СМИ.

Когда появилась бюрократии — история

Некоторые явления можно глубже понять, изучив их историю. Бюрократия появилась вместе с государством. Впервые её можно было встретить тогда, когда возникали первые монархии: Древний Египет, Китай, Шумер и другие. В это время возникла необходимость в аппарате чиновников, которые могли бы реализовывать распоряжения монарха, ведали распределением благ и осуществляли учёт имеющегося богатства.

Впервые детальным изучением этого понятия впервые занялся социолог и экономист Макс Вебер. Он определил то, что по его мнению представляет собой идеальная бюрократия:

  1. Управление основывается на легальных распоряжениях органов власти. При этом существует иерархия приказов, которые должны выполняться чиновниками.
  2. В процессе деятельности имеет место жёсткая централизация управления. У каждого начальника имеется коллектив подчинённых, которые выполняют его приказы. С другой стороны, он отвечает за результаты их действий.
  3. Труд участников бюрократической системы должен быть узко специализирован. При этом осуществляется чёткое распределение функций.
  4. Выполнение функций всеми участниками системы является подробно регламентированным. Отступления от установленного порядка считаются недопустимыми.
  5. В бюрократической прослойке существует система карьерного роста, основанная на опыте, квалификации, способностях и достигнутых результатах. В этой сфере действуют формализованные правила, которые не должны нарушаться.

Вебер рассматривал бюрократию в качестве положительного явления. По его мнению, она предназначена для того, чтобы сделать управление максимально эффективным. Он полагал, что бюрократические структуры способны осуществлять управление идеальным образом.

Вебер не ограничивался исследованием того, какой она должна быть с идеальной точки зрения, а старался изучать её реальные особенности. В частности, он разделял бюрократию на рациональную и иррациональную. В первом случае он выделял следующие характеристические черты:

  1. Сплочённость и концентрация усилий для достижения поставленных целей.
  2. Бюрократия должна подчиняться правилам, которые носят безличный характер.
  3. Каждый чиновник обязан нести ответственность за предпринятые действия на порученном ему участке работы.
  4. Применение иерархической структуры управления.

К иррациональным проявлением он относил ситуации, в которых функция управления и власть становились самоцелью, препятствуя выполнению поставленных задач. На практике это часто выражается в бездумной бумажной работе, ставшей самоцелью.

Коммунизм

В нашей стране старшими поколениями принято считать, что в СССР был коммунизм, но это совершенно не так. Коммунизм является идеей, пропагандирующей общественную собственность, включая всю инфраструктуру, а также средства производства. Коммунизм подразумевает отсутствие разделения на классы и, как следствие, классовой борьбы. Этот общественный и экономический строй является прямой противоположностью экономическому и социальному расслоению, которое лежит в основе капитализма.

В отличие от демократических режимов, коммунистические ограничивают доступ к управлению страной тем, кому чужды ценности общественной собственности или кто может внести капиталистические элементы.

Примера коммунизма пока что не было. Некоторые признаки этого строя присутствовали в СССР, особенно в ранние периоды, до прихода к власти Хрущёва и переориентации на госкапитализм. Что касается Северной Кореи, то это диктатура с госкапитализмом.

Важность в обществе

Некоторые американцы сегодня утверждали бы, что бюрократы не важны в обществе и нет никакой потребности в них; однако, мы имеем дело с параметрами настройки бюрократов / бюрократическими параметрами настройки ежедневно, такой как в школах, больницах и нашем правительстве. Бюрократы играют жизненно важную роль в сегодняшнем обществе, но есть много недоразумений бюрократа. Некоторые могут думать соглашение бюрократов с людьми, но не обязательно непосредственно. Они имеют дело больше со случаями, чтобы выполнить много решений, принятых правительством. Бюрократы помещают государственную политику в движение, и в результате федеральная бюрократия оказывает большое влияние на определение политики. Одна из ролей бюрократии должна сделать правила, которые управляют, как выполнены законы. Эти бюрократы занимают несколько административных позиций, некоторые из которых являются положениями в правительстве, менеджерах отдела и наблюдателях. Эти бюрократы очень хорошо осведомлены в своем обществе и стремятся к контролю и эффективности. Они обучены положиться исключительно на факты. Они не позволяют своим личным верованиям вмешаться в бизнес. Бюрократы очень важны. Они могут влиять на политику и выбрать действия, которые приносят пользу нашему обществу. Нам нужны бюрократы, чтобы сформировать и сообщить общественности. У всех нас есть правила соблюдать, которые требуют развития структуры и организационных ожиданий

Пример жизненно важной роли в обществе был бы: губернатор Полики и законы

Бюрократия

В отличие от аристократии, в бюрократии нет такого жёсткого классового ценза по праву рождения. В бюрократии невыборные правительственные чиновники выполняют общественные обязанности, продиктованные политическими группами. Бюрократия стремится к формализации всего и вся, а также к предотвращению возвышения одного из членов группы над другим. По сути, эта форма правления подразумевает, что все граждане — винтики в системе, а вместе они представляют собой огромный механизм.

Бюрократия редко является самостоятельной формой правления, и её элементы могут прослеживаться как в демократии, так и в диктатуре.

Бюрократический строй хорошо прослеживался в Великобритании в XVIII веке, когда, ввиду необходимости более точного контроля за растущей империей, был создан аппарат всеобъемлющего административного управления, повысившего эффективность сбора налогов и распределения благ. Эта система постоянно улучшалась, и в настоящее время она превратилась в государственную службу Её Величества (пример современного бюрократизма).

Меритократия

Меритократия — это ещё одна общественная система, лишённая собственной экономической модели. При ней власть принадлежит тем, кто продемонстрировал достоинства, считающиеся подходящими для государственного управления. То есть власть даётся самым лучшим членам общества, и, как правило, это звание подтверждается успехами в учёбе, работе или других сферах деятельности, где человек может показать свой талант и доказать превосходство над остальными.

Другими словами, в меритократии присутствует социальная иерархия, где выше всех находятся самые достойные члены общества.

Примером меритократии является Сингапур, где достижения в учёбе определяют судьбу человека. Однако, несмотря на экономический успех и престиж Сингапура, некоторые эксперты бьют тревогу по поводу того, что в этой стране наблюдается всё большее иерархическое разделение между интеллектуальной элитой и остальными участниками общества.

Бюрократия как идеал и как негативное явление

Бюрократия рассматривалась Вебером как некий идеал, приближение к которому даст возможность:

  • чётко распределять функции между чиновниками;

  • успешно достигать цели путём личной заинтересованности в них чиновников;
  • принимать квалифицированные своевременные решения;
  • тщательно отбирать и проверять информацию.

Но некоторое время спустя, учёный выделил два смысла этого понятия – позитивный и негативный. В позитивном смысле – это рациональная система управления, а в негативном – это формальные атрибуты власти (приказы, инструкции, директивы), которые превращаются в самоцель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector